Премия Рунета-2020
Мурманск
+1°
Boom metrics
Дом. Семья11 сентября 2011 22:00

В Мурманске рисуют даже груднички

Как приобщить карапуза к живописи
Мария ТАЙГИНА

«Научусь рисовать на бумаге - и на асфальте тоже смогу!»

Чему только не учат малышей с пеленок! Магазины пестрят предложениями учебных комплектов по чтению, арифметике, иностранным языкам для грудничков. Некоторые мамы начинают показывать карапузам карточки с цифрами уже в роддоме. А мне кажется, что намного полезнее научить дошколенка рисовать. Вернее, не научить, а подсказать, как и чем это можно делать.

Помогут разобраться в таком вопросе опыт мурманских мамочек и советы преподавателя. Катерина Иванова занимается рисованием с совсем юными воспитанниками у них дома, в привычной обстановке.

Кисти и краски

- Если малышу всего 1-2 года, кисти давать ему еще рано, - улыбается Катерина, - это пальчиковый художник!

Кисточки покупать не стоит, а вот на другой инвентарь придется потратиться. Специальные гипоаллергенные краски в больших баночках с широким горлышком - пальчиковые краски - можно купить в заполярных канцелярских магазинах за 150-200 руб. Зато такая краска в случае попадания в рот не навредит здоровью малыша.

Еще нам понадобятся полотна. Катерина просит родителей воспитанников покупать большие плотные листы бумаги, ватман, которые в Мурманске стоят около 30 рублей:

- Для творчества юному художнику нужен простор. Вписаться в формат альбомного листочка пока еще очень сложно.

А вот Алина для творчества дочери использует… рулон плотных обоев, который остался от ремонта. Причем она даже не отрезает от него отдельные листы. Творения чада она бережно высушивает и скручивает в рулон с другой стороны. Кстати, некоторые мурманчанки сами готовят пальчиковые краски для юных «Ван Гогов».

- Рецепты нашла в Интернете, - рассказывает Настя, мама годовалого Никиты Новикова. - Пробовали разные, даже с папиной пеной для бритья! Больше всего мне понравились красочки из муки и пасхальных красителей.

В холодильнике они хранятся целую неделю, не густеют. И рисунки получаются яркие, не осыпаются.

- Двухлеткам можно дать попробовать рисовать ватными палочками или кусочками ваты. Получаются очень интересные рисунки, - добавляет Катерина. - Кстати, оставлять на бумаге пятнышки и кляксы можно не только пальчиками и ладошкой, но и стопой. Если пририсовать стебелечек к отпечатку ножки - получится симпатичная лилия!

Все постепенно!

- Не стоит сразу давать малышу весь набор красок, - предупреждает Катерина, - для начала будет достаточно одного цвета. Обычно я предлагаю юному творцу самостоятельно выбрать одну баночку из набора.

Не стоит сразу ожидать от малыша осознанных сюжетов. Во время первых занятий покажите своему художнику, как окунать пальчик в краску и оставлять след - полоску или точку. Своей рукой намажьте малышу краской всю ладошку и дайте пошлепать ею по листу. Обязательно оставьте ребенку свободное время и простор для творчества - просто наблюдайте за его экспериментами. С третьего-четвертого занятия можно попробовать задать сюжет картинке: нарисовать лилию с помощью отпечатка стопы или солнышко из ладошек. Попробуйте самостоятельно пририсовать глазик и лапки к кляксе, оставленной чадом, - может быть, получится ежик, который тащит в норку спелое яблочко.

Колобки и блинчики

Помимо специальных красок в занятиях с малышами Катерина использует соленое тесто. Готовится оно довольно легко в домашних условиях (См. «НА ЗАМЕТКУ»). Не прилипает намертво к ковру и, в отличие от пластилина, не провоцирует расстройство желудка, случайно оказавшись у юного скульптора во рту. Работа с тестом учит малыша пространственному мышлению и развивает мелкую моторику. Что же может делать с таким материалом ребенок 1-2 лет?

- Можно лепить колобки и блинчики с помощью мамы. Можно отщипывать кусочки двумя пальчиками и потом прилеплять их на картонку. Очень весело просто хлопать по тесту, оставляя отпечатки ладошки, пальчиков, - рассказывает Катерина. - Интересные работы могут получиться, если выкладывать на тесто горох, фасоль, какую-нибудь крупу или вермишель.

Кстати, запекать такие произведения искусства не надо. На воздухе они сами затвердеют через пару дней.

Рецепт пальчиковых красок

Смешиваем миксером 0,5 кг муки, 5-6 столовых ложек соли, 1-2 столовые ложки растительного масла с водой до консистенции густой сметаны. Добавляем 1 ложку натертого на мелкой терке детского мыла. Разливаем тесто по баночкам и красим пищевыми красителями из пасхального набора.

Рецепт соленого теста

Перемешиваем 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 ст.л. растительного масла, 0,5 стакана теплой воды и 1 ст.л. крахмала. Соль растворить в воде, после замесить всё вместе. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок.

Представляем новую рубрику "Мамы всякие важны"

Заметки беременного психолога

Позвольте представить новую рубрику «МАМЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ». В нашем городе живут самые разные родители – есть мамы-милиционеры, мамы-строители, мамы-депутаты и мамы-телеведущие. В новой рубрике мы постараемся собрать истории самых интересных беременностей. А откроет ее мама-психолог Екатерина Вашакидзе.

Старшему – личное пространство

Летом 1996 года родился мой первый сынок. Все это время не покидали мысли о том, что вот бы еще и дочка была! Но как-то не получалось все. Давным-давно мы с мужем решили, что «специально» беременеть не будем: не будет эко-, гормональной и прочей терапии. И все-таки в конце 2010 года беременность наступила!

Первым должен узнать муж! Потом - беседа с сыном. Она меня очень волновала. Парень-то уже взрослый и все свое сознательное детство не хотел «сестренку». Ну что ж, сели разговаривать. Его первый вопрос - «не шутка ли это?!» Когда оказалось, что все правда, сын спокойно заявил: «Хорошо, но у меня останется свое личное пространство». Это было бы по-честному, и я согласилась!

Не все так гладко…

Неописуемая семейная радость длилась недолго - появились боли внизу живота, и пришлось срочно бежать к врачу. Вот она, не виданная мною долгие годы женская консультация!

Ответ на вопрос врача, будем ли сохранять беременность, однозначный: «Да…если получится!». И тут врач, полная оптимизма, заявляет: «Еще как получится! Едем в больницу, будем сохраняться!». Больница для меня, по натуре гиперактивной, - это каторга, но тут уж не о себе надо думать. С ревом еду в дежурную больницу, там нет мест, и после осмотра меня отправляют в консультацию назад. А потом снова больница, и спустя некоторое время - еще одна… Таким образом, из стационаров меня выписали под самый Новый год! За полтора месяца, на протяжении которых сохранялась угроза прерывания беременности, у меня сформировалась устойчивая психологическая защита - я старалась не привязываться к маленькой жизни внутри меня. Не строила планов, не представляла себя мамой малыша, не планировала декретный отпуск.

Методы убеждения

Все бы ничего, но мой врач ушла в отпуск. На следующем приеме за ее столом сидела «специалист с большим опытом», та самая, которая вела мою первую беременность. Надо сказать, что и беременность моей мамы тоже наблюдала она… Несмотря на то, что моему «пузику» исполнялось уже 29 недель и казалось, что до родов уже рукой подать, весь кошмар был еще впереди.

При осмотре врач не отмечает ничего плохого, но начинает уговаривать меня лечь в роддом на сохранение. И так каждый раз! Неизменно отвечаю: «Нет». И тут «специалист с большим опытом» начинает использовать старинные методы убеждения - рисует картину гибели моего не родившегося еще ребенка и моего (в случае спасения моей жизни) внутреннего женского уродства. Подписываю кучу бумажек об ответственности за обе жизни (свою и малыша), как под гипнозом, с мыслью «все плохо» выхожу из кабинета. Сознание возвращается ко мне пару часов спустя. В голове прокручивается вся консультация у этого врача: при осмотре - только хорошие заключения. Так в чем же дело? Параллельно я прохожу исследование, делаю УЗИ в 3D-формате и получаю одни положительные результаты и подтверждения, что жизнь и моя, и малыша - в полном порядке!

Порой думается: это у меня есть определенные стереотипы восприятия, установки, своеобразные «прививки от стресса» - и то мне непросто в ситуации такого давления и манипуляций со стороны врача. А как же быть совсем еще молоденьким девчатам без опыта противодействия подобному влиянию? Все-таки как важно, чтобы врач, которой мама доверит ведение беременности, была человеком с уважительным подходом, гуманным отношением, специалистом своего дела. Нашего, женского, материнского дела!

Екатерина оценивала свою беременность и как мама, и как психолог-профи.

Екатерина оценивала свою беременность и как мама, и как психолог-профи.