Премия Рунета-2020
Мурманск
+1°
Boom metrics
Общество4 июля 2011 22:00

Норвежские власти отобрали ребенка у мурманчанки

Женщина ищет поддержки у российских представителей опеки

Первый человек на Земле

- Это был поздний и очень желанный ребенок, - рассказывает гражданка России и жительница Норвегии Ирина Нюлунд. - До этого постоянно были выкидыши, я долго лечилась, но ничего не помогало. Тогда я стала вымаливать его у Бога, специально ездила в церкви и часами на коленях просила о чуде. У меня никого нет: мама умерла 6 лет назад, ни сестер, ни братьев... Я всего лишь хотела любить своего ребенка. И чудо свершилось. В 42 года я родила здорового и красивого мальчика. Назвала его Адамом. Первый человек на Земле для меня. У нас с ним очень тесная связь. Когда во время родов я поняла, что он перевернулся, а пуповина обмотала его шейку, то стала убеждать врачей сделать мне кесарево. Как оказалось, была права, а они только удивились, откуда, мол, я это знала. Я и сегодня, на огромном расстоянии, чувствую, что происходит с моим ребенком.

На расстоянии Адам потому, что в свои полтора года он отобран у родной матери и передан приемной. Так распорядились органы опеки Северного королевства по решению губернской комиссии Финнмарка. Причина - неадекватность и отсутствие материнского инстинкта. Женщина, не найдя понимания у норвежских властей, пытается найти защиту на родине.

За иностранным мужем не гналась

- Я никогда не рвалась в Норвегию, не искала по Интернету заморских принцев. Я выросла в Мурманске. У моей подруги был магазин, в котором продавались норвежские вещи, она предложила вместе ездить туда за товаром. И однажды я встретила там своего будущего супруга-норвежца, с которым через2 месяца расписались. В общей сложности я живу в Норвегии почти 11 лет, - вспоминает Ирина.

Брак, впрочем, особо крепким не оказался. Спустя 6 лет Ирина подала на развод. А потом встретила в Вадсё мужчину, который стал отцом ее малыша.

- Папа Адама - араб, беженец из Ливии, - продолжает рассказывать Ирина. - Риад вырос в детском доме. У него нет родственников, и его не воспринимают как отца Адама, а нас как семью, поэтому нет возможности отстаивать ребенка. Он никогда не был женат, а в прошлом году сделал мне предложение, подарил кольцо. Когда я забеременела, Риад был на седьмом небе от счастья. Но ему было тяжело из-за того, что малыш кричал по ночам, не мог спать. Органы опеки предложили моему жениху другую квартиру. А когда он переехал, их представитель заявила, что у него нет права на общение с нами. Мне же объяснили, что он психически болен и никого не хочет видеть. В общем, я осталась одна, у меня были проблемы с ногами, и обратилась в органы опеки. Честно им рассказала, как мне тяжело…

Центр для проблемных мамаш

Однако обращение россиянки за помощью органы опеки восприняли как сигнал того, что она не справляется со своими материнскими обязанностями. Ирине было предложено поехать в центр для родителей и детей. В этом заведении собирают проблемных мам: кто-то употребляет алкоголь, кто-то - наркотики, кто-то просто не знает, что делать с детьми.

- Увидев, что я хорошая хозяйка, администрация центра потребовала, чтобы я 3-4 раза в неделю готовила на всех, мыла, убирала. А еще у меня не сложились отношения с психологом, - сетует бывшая мурманчанка.

В центре надо было пробыть 3 месяца, но Ирина покинула его раньше. Она и предположить не могла, какими будут последствия… В феврале этого года, по возвращению из центра, Ирину задержали в аэропорту полицейские и представители органов опеки. Сына отняли, а ее отвезли в администрацию, где предоставили бумагу, в которой было сказано, что они опасаются бегства матери с ребенком в Россию. Решение, основанное только на заключении того самого психолога из центра, с которым конфликтовала Ирина.

После этого Адама передали приемной матери. А от Ирины скрыли, где он живет. Ей разрешили встречаться с Адамом каждые две недели по 3 часа в гостиничном номере под присмотром соцработников. А в начале мая состоялась губернская комиссия. Его решение - оставить ребенка с приемной матерью. В качестве утешения Ирине разрешили звонить ему 1 раз в неделю, видеть4 раза в год в течение 3 часов до достижения сыном 18 лет. Учитывая, что ребенку всего полтора года, общаться больше приходится с приемной матерью.

- В Норвегии нет детских домов, но есть система. Мы жили в Вадсё - таком же маленьком городе, как Кола. На нашей улице 30 домов. В основном там живут иностранцы. У 12-ти из них забрали детей. Основание для изъятия ребенка у всех одно - человек психически неустойчив, - вздыхает Ирина. - Это же невозможно!

Принцесса поможет?

Нюлунд обратилась за помощью в консульство России в Киркенесе. Ведь и у нее, и у Адама российское гражданство. Как-то повлиять на ситуацию наши дипломаты пока не смогли. По норвежским правилам все дети, проживающие на территории Северного королевства, подчиняются местному законодательству. А двустороннего соглашения между Россией и Норвегией по этому поводу нет.

Теперь Ирина намерена писать норвежской принцессе Метте-Марит, у которой есть маленькие дети. Бывшая мурманчанка готова устроить голодную или лежачую забастовку возле королевского дворца в Осло, лишь бы от всего этого была польза. Она снова надеется на чудо…

Комментарии защитника прав ребенка...

Борис КОГАН, уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области:

- Нет оснований не верить Ирине Владимировне. Все, что я от нее услышал, есть грубейшее нарушение прав ребенка. Хотел бы пояснить, что решение губернской комиссии можно оспорить в суде. И Ирина Нюлунд будет опротестовывать это решение с помощью адвоката. Суд назначен на сентябрь. Но, не дожидаясь его, мы обратились с просьбой разобраться в этой ситуации в российское консульство в Киркенесе и к генеральному консулу Норвегии в Мурманске. Также информация о случившемся направлена в аппарат уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова. В случае подтверждения фактов я обращусь за помощью к губернатору Мурманской области Дмитрию Дмитриенко. У нас очень тесные и хорошие взаимоотношения с губернией Финнмарк, поэтому в ситуации разберемся детально.

...и дипломатов

Игорь ЛАПИЦКИ, третий секретарь консульства РФ в Киркенесе:

- В соответствии с норвежским законодательством все дети, находящиеся на территории Северного королевства, попадают под действие местных законов. Как в отношении своих, так и в отношении граждан третьих государств, находящихся в Норвегии, применяют семейное право на равных условиях. Какого-либо двустороннего договора между Россией и Норвегией нет. Поэтому все решает исключительно норвежский суд. Как учреждение РФ, мы готовы оказать Ирине помощь – это поиск адвоката. Мы имеем такие контакты и можем порекомендовать хорошего специалиста. Но сами не можем участвовать в судебных прениях. Этот вопрос решается исключительно с помощью профессиональных юристов в области семейного права. Дело Ирины Нюлунд – это уже второй подобный случай за последнее время. Я не буду заниматься прогнозированием, поскольку ситуация рассматривается исключительно в правовом поле. Но за проблемой следят с момента ее возникновения как в России, так и в Норвегии.