Премия Рунета-2020
Мурманск
-2°
Boom metrics
Интересное24 мая 2009 22:00

На ледоколе «Ленин» нетронутой осталась даже каюта капитана [фото]

Первый в мире атомоход встал на вечный прикол в Мурманске и готов принимать гостей
Сергей АНДРЕЕВ

Оказывается, атомный ледокол «Ленин» уже навсегда пришвартовался у мурманского морвокзала. Первоначально планировалось, что до декабря он пройдет доковый ремонт, но его было решено отложить на 2012 год. Поэтому легенда отечественного флота уже сейчас может принимать экскурсии.

Первое, что замечаешь, когда заходишь внутрь ледокола, - величественная парадная лестница с изящными перилами, а также портреты Ильича и выполненные в технике чеканки панно с картами морей и видами Ленинграда. На ледоколе, несмотря на два десятилетия, что он провел в отстое, все сохранилось в первозданном виде: мебель, механизмы, внутреннее убранство. Спрашиваю капитана судна Александра Костерина, как удалось уберечь все это добро от расхитителей, ведь в 90-е даже с военных кораблей тащили все, что блестело.

- Потому что закалка у экипажа еще та, советская, - отвечает Александр Епифанович. Сейчас постоянно на борту судна всего 26 человек, а в былые времена работали около 250-ти.

По внутренним помещениям нас провел исполнительный директор атомного ледокола «Ленин» Александр Тимофеев. В начале экскурсии гостям рассказывают, что первый ледокол в мире был построен тоже в России. В 1899 году на воду был спущен легендарный «Ермак». Он трудился более 60 лет, причем основную часть времени здесь, в Мурманске. В Кольском заливе он и был распилен в 60-х, а его якорь украшает фасад областного краеведческого музея.

«Ленин» стал тоже первенцем, но уже атомного ледокольного флота. Трудно представить, но сложное с технической точки зрения судно было построено всего за 3 года. К его проектированию и строительству было причастно 510 предприятий и организаций со всего Советского Союза.

- В мае 1960 года «Ленин» прибыл в порт постоянной приписки - Мурманск, - рассказывает Александр Павлович. - Постепенно его автономность была доведена с 3 до 13 месяцев. 200 граммов радиоактивного топлива атомохода заменяли более 200 тонн дизельного и 500 - твердого горючего. А экологичность просто не сравнима с другими типами судов.

«Лениным» командовали легендарные капитаны: Юрий Кучиев, Павел Пономарев, Борис Соколов. Именно последний смог пробить идею постановки легендарного ледокола на вечный прикол и сделать его музеем.

Быт на судне по тем временам был сказочным: широкие проходы, столовая, баня, комната отдыха, своя кинопроекторская и фотолаборатория, огромная библиотека. Благодаря спутниковому оборудованию «ленинцы» могли не только смотреть в открытом океане советское телевидение, но и передавать телесигнал на соседние суда. А в музее атомного ледокола можно увидеть подарки многочисленных гостей. На его борту бывали тысячи именитых людей. Среди них первый космонавт Юрий Гагарин и кубинский лидер Фидель Кастро. Здесь же в музее хранится кость мамонта, которую моряки ледокола обнаружили на арктическом побережье России.Нетронутой осталась и каюта капитана - этакий люкс советских времен с душем и пищеблоком. Все это можно и сейчас увидеть на борту ледокола-музея.

Бесплатную экскурсию на атомный ледокол «Ленин» можно заказать по тел. 8-911-345-60-98.

Смотрите фотосюжет "Что можно увидеть на атомном ледоколе-музее "Ленин" на нашем сайте