Премия Рунета-2020
Мурманск
-1°
Boom metrics
Справочники1 ноября 2007 12:32

Как называют переулки и районы областного центра в обиходе

Как называют переулки и районы областного центра в обиходе
Алексей МИХАЙЛОВ

«Мурик»

Такое прозвище для родного порта придумали мурманские моряки – видимо, для того, чтобы и звучало забавнее, и произносить было короче. Собственно, они вообще любят коверкать названия городов: например, Владивосток называют «Владиком». «Мурик» давно уже прижился в заполярном просторечии.

«Три ступеньки»

Это, можно сказать, память народная. Такое обиходное название носил в советские годы популярный мурманский магазинчик, где всегда можно было раздобыть «горячительное и закусительное». По совместительству в нем было и что-то наподобие клуба, где можно было узнать местные новости и самому поделиться чем-нибудь интересным с другими. Находится он на перекрестке улиц Самойловой и Егорова. Свое наименование приобрел благодаря трем ступенькам перед входом. Они даже вошли в одну из песен о столице Заполярья: «Мурманск – запах моря и духов, Мурманск – Три ступеньки, Пять углов...»

«Леха Каменный»

Относится к «упростительным» названиям. Так поколение NEXT окрестило памятник Алеше, который возвышается над всем городом на сопке Зеленый мыс. Вот как его охарактеризовали на одном мурманском молодежном сайте: «Неизвестный солдат, который днём и ночью защищает неформалов и других обитателей Мурманска от всяких гопников!». Согласитесь, если произносить «мемориал, посвященный памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» - выйдет долго и чересчур пафосно. Лучше уж так: «В пять у Лехи Каменного!». И все будет ясно и понятно. Одно время такие прозвища были и у других памятников: Ленина называли «Вова с квадрата», а Анатолия Бредова – «Толян с юности».

«Пятина»Общеизвестный псевдоним площади Пять углов, который фигурирует опять-таки чаще всего в молодежной среде. Тоже «упрощенчество». Происхождение понятно. Ну любят ребята краткость, что уж тут поделать! Может, это не так и плохо. Сестра таланта, как-никак.

«Гора дураков»

Так именуют иногда район улиц Скальной и Маклакова, отделяемый от центра города улицей Карла Маркса. Ну, почему «гора» - понятно. Пока по лесенкам туда заберешься, семь потов сойдет. А вот почему гора не кого-нибудь, а дураков – становится ясно только тогда, когда ты проплутаешь среди серых высоток с полчаса, прежде чем отыщешь нужный дом – до того нелогична и неудобна их нумерация! В голове при этом появляются обычно две мысли: либо «ну и дурак, опять карту города забыл!», либо «что за дурак тут понастроил, не пойми как?» Разумеется, обитатели того района не любят слышать такое название. Рискуешь в ответ нарваться на «сам дурак!»

«Мордобойка»

Весьма боевое прозвище скромной кафешки на пересечении Кольского проспекта и улицы Баумана, которая ныне называется «Лакомка». В советские годы там располагалась известная всему городу пивная, где собирался контингент, любящий на алкогольном досуге помахать кулаками. Историк Алексей Киселев в своей книге «Мурманск в истории улиц и площадей» пишет: «Один из прежних руководителей Первомайского района Александр Залетаев вспоминал: «О, «Мордобойка» - памятное для первомайцев место. Единственная в 70-х пивная в районе, сразу получившая «говорящее» название... Когда-то люди в автобусах так и спрашивали: «У «мордобойки» выходите»?» Сейчас, конечно, морды там никому не бьют, поскольку ассортимент «Лакомки» совсем другой и далеко не алкогольный. Но старожилы Первомайского округа хорошо помнят прошлое этого кафе.

«Семечка»

Пожалуй, самое известное из народных названий в Мурманске. Так окрестили горожане для краткости Семеновское озеро, где в теплые летние дни кучкуется масса народу, а зимой устраиваются лыжные покатушки. Есть о нем интересная легенда, которую приводит в своей книге Алексей Киселев: «говорят, что автор знаменитых французских духов «Шанель №5» Эрнест Бо в первую мировую войну служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему над Мурманским портом. В своих мемуарах он писал: «Меня часто спрашивают, как мне удалось изобрести «Шанель №5». Отвечаю: я создал эти духи на Севере, за Полярным кругом. Во время летнего полярного дня озера здесь источают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы...» Может оттого и поется в песне, что Мурманск –запах моря и духов? Эх, знали бы утонченные французские дамы, что душатся они не чем иным, как ароматом нашей «Семечки»...

«Тещин язык»

Так назывался в народе зигзагообразный виток Верхнеростинской улицы, предшественницы проспекта Героев-североморцев, на спуске от Семеновского озера к жилым кварталам центра Мурманска. Въезд на него – напротив школы №3. Пока не был построен проспект, горожане в шутку называли эту загогулину «тещиным языком», имея в виду его непомерную длину и бестолковость. Мощенный булыжником, он был сущим наказанием для обитателей северной части Мурманска, при снегопаде и в гололед там часто останавливалось движение и случались аварии. Теперь водители туда редко заглядывают.

«Желтый дом»

Весьма ироничное прозвище, которым мурманчане нарекли здание областной и городской администраций. Находится оно на проспекте Ленина, 75, и выкрашено в ярко-желтый цвет. С одной стороны, глаз радует, а то надоедает смотреть на облезлые стены других «сталинок» и серость девятиэтажек. А с другой стороны, как столкнешься с каким-нибудь проявлением махровой бюрократии, так и думаешь: ну что взять с обитателей желтого дома...

«Дом врача»

Под этим названием известен небольшой трехэтажный домик №9 на Театральном бульваре. Это первая каменная жилая постройка, которая появилась на улице Варничной в 1934 году. Заселили его медики. С тех пор так и прижилось «медицинское» название дома.