Премия Рунета-2020
Мурманск
-11°
Boom metrics
Карелия7 октября 2020 8:48

«Игра света» Александра Лубянцева

9 октября на сцене Большого зала Петрозаводской консерватории состоится концерт известного пианиста
фото пианиста Александра Лубянцева

фото пианиста Александра Лубянцева

Музыкант представит программу «Игра света», которая будет включать в себя произведения А. Н. Скрябина и М. Равеля.

Александр Лубянцев родился в 1986 году в семье музыкантов (отец – хоровой дирижер, мать – пианистка), начал обучаться игре на фортепиано в пять лет. В 2007 году удостоился III премии ХIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского, а на ХIV международном конкурсе имени П. И. Чайковского получил Специальный приз критиков.

фото пианиста Александра Лубянцева

фото пианиста Александра Лубянцева

Мне удалось взять интервью у пианиста. Передо мной предстал человек, трогательно укутанный шарфом, в смешных желтых калошах, в некоторой степени получающий удовольствие от того, что в этой ситуации и в таком образе он может быть органичным, быть самим собой. Скромный и харизматичный, вдумчивый и искренний музыкант вкрадчивым, немного уставшим голосом рассказывал о профессии, о своей педагогической деятельности в консерватории, об искусстве интерпретации, о настоящих и будущих музыкальных проектах и, конечно, о новой программе, которая будет представлена 9 октября в Большом зале Петрозаводской консерватории.

«Лучи света из-под ровной воды»

– Александр, расскажите подробнее о вашем концерте. В чем смысл названия программы? Игра и свет, свет и игра – в чем союз и противоречие этих образов?

– Название программы я придумал сам, и оно обусловлено тем, что у Равеля и Скрябина есть произведения, названия которых так или иначе связаны с образами игры и света. Например, у Равеля есть сочинение «Игра воды». Если говорить о произведениях Скрябина, то одним из мотивов его творчества является образ света, который в зависимости от звучания и исполнения того или иного музыкального пассажа принимает определенный цвет. Музыкальная октава состоит из семи основных звуков, в спектре солнечного света – столько же цветов. Создавая музыку с помощью световых эффектов Скрябин пытался погрузить слушателя в иллюзорное пространство своих произведений, состоящее из музыкальных созвучий и многообразных музыкальных интонаций. В какой-то степени в названии программы скрыт «обман». Слушатель может пойти на концерт, предполагая увидеть на сцене некие спецэффекты, «играющие огоньки». Но передо мной стояла немного другая задача. В первую очередь, содержательная составляющая музыки должна перекликаться с атмосферой света, игрой света, быть способной менять пространство и атмосферу в зале. Компонуя программу концерта, я стремился создать сюжет из сочиненных пьес, сюжет, который изначально композиторами не подразумевался. У Скрябина «неуравновешенная», сложная музыка. У Равеля она более спокойна и мелодична. В этом частично состоит замысел «музыкальной игры света».

– Вы являетесь мастером интерпретации в исполнении музыки. Слово «интерпретация» в переводе с латыни означает «разъяснение, объяснение». В какой степени для вас этот процесс стал творческим? Создать новое творение музыкального искусства из традиционного понимания и восприятия музыки – это серьезный труд, совмещенный с удовольствием, не так ли?

– Я могу рассматривать определение «мастер интерпретации» в том случае, если музыкант при этом обладает своим взглядом на музыку, пониманием ее и восприятием. Мастер – индивидуальность, и это качество почти равноценно названному определению, на мой взгляд. И, конечно, при этом мое собственное понимание музыки должно найти отклик у слушателя – в этом и заключается цель, задачи творчества и искусства. Да, безусловно, труд неотделим от процесса удовольствия: в этом я вижу смысл, прежде всего, для себя как для музыканта и профессионала.

– На мой взгляд, у каждого музыканта есть свой уникальный способ интерпретации сочинения. Есть ли он у вас? По каким признакам можно понять, что в данную минуту играет именно Александр Лубянцев?

– Классическая музыка (если быть более конкретным, поздняя романтическая), как одно из музыкальных направлений, подразумевает четкие указания композитора. Теоретически исполнителю много не надо, поскольку, по сути, в нотном тексте все прописано. Но каждый музыкант по-своему понимает музыку, каждый по-своему способен ее объяснить. Это опять можно отнести к вопросу об интерпретации, а если говорить о своей идее, то у меня есть небольшие отличительные музыкальные произведения (Александр играет отрывок из произведения М. Равеля «Ночной Гаспар»). Здесь я могу предложить четкий вариант, с более усиленным звучанием, к примеру. Оригинальное произведение существует только в нотах. Бывают интерпретации ближе к тексту, бывают – дальше, на мой взгляд. По-моему, у людей, особенно у искушенных слушателей, существует потребность в культуре, в отличие от других существ. И у них воспитывается привычка реагировать, воспринимать музыку как часть культуры. И осознание этого приходит с процессом определенного развития.

«Это возможность получить тонус»

– Участие в конкурсе имени П. И. Чайковского - это определенная строка вашей биографии или здесь важен сам процесс покорения этой вершины? Вы получили независимый приз критики. Какое значение он имеет для вас как для профессионала и личности?

– Я пытался принимать участие в конкурсе, если не ошибаюсь, четыре раза. Когда уже не было возможности, то у меня изменился способ занятий, я стал по-иному понимать и чувствовать способы интерпретации игры. Я стал исполнять музыку несколько по-другому. Участие в конкурсах – это возможность получить тонус от самого процесса подготовки к выступлению. Для меня важно, чтобы меня сравнивали с другими пианистами. Это своеобразная работа над собой, и в этом, безусловно, есть какой- то смысл (улыбается). Вдобавок посетить мероприятие, познакомиться с музыкантами-коллегами – это здорово!

«Для меня изначально важен текст»

– Вы являетесь преподавателем кафедры специального фортепиано Петрозаводской консерватории. Есть ли у вас особенная система обучения студентов?

– Я не могу сказать, что у меня есть особенная система обучения, но могу сказать определенно, что для меня важно, чтобы студент приходил на занятие подготовленным, предварительно разобрав произведение. Первое, что я делаю – это открываю ноты и сравниваю текст. Очень часто бывает трудно собрать текст правильно, буквально собрать ноты, которые прописаны, не говоря уже о работе над штрихами, педализацией и динамикой. Эта работа происходит на начальном этапе со студентом. Существует такое понятие, как «читать с листа». Этим я не занимаюсь, причем осознанно. Если я что-нибудь замечаю в процессе обучения, то всегда акцентирую на этом внимание студента. Что касается интерпретации, то здесь изо всех сил надо уметь себя укрощать и в процессе исполнения давать студенту возможность воплощать свое понимание работы над сочинением. И я стараюсь это делать. Для меня изначально важен текст, затем – концепция.

О благотворительных концертах

– Вы бесплатно выступаете в музыкальных школах, даете шефские концерты, играете в домах престарелых. Расскажите об этой миссии, в чем она заключается?

– Для меня это важно. Мне кажется, это чудесно, когда есть возможность поделиться с людьми музыкой. Возможно, для них этот подарок станет настоящим праздником и тем, в чем они нуждаются в данный момент. Наверно, это сказано высокопарно, но я уверен, что это необходимо людям. Одна из важных составляющих человеческой жизни – делиться тем, чем возможно, и уметь помогать. Творчество безгранично. Если у меня есть возможность совершить прекрасный поступок – я это делаю. К тому же возможность принять участие в подобном мероприятии – это хорошая возможность обыгрывать музыкальный репертуар. В этом для меня также заложен особый смысл.

– Расскажите о ваших творческих планах.

– Что касается творчества, то хотелось бы создать интересную красивую программу и сочинить необычное творение, которое найдет отклик в душе слушателя.