Еще в июне, когда в Америке бушевали активисты движения Black Lives Matter, Киноакадемия пообещала, что пересмотрит свои стандарты - постарается, чтобы фильмы, номинированные на «Оскар», отвечали новым общественным идеалам. Иными словами - «Оскара» теперь смогут получить только картины, при производстве которых не обидели ни национальные, ни сексуальные меньшинства, ни женщин, ни инвалидов. Представители этих угнетенных категорий должны участвовать в производстве картин наряду с «большинством» - которым, в глазах современных борцов за права человека, являются белые гетеросексуальные мужчины.И вот правила оглашены. «Пришло время для изменений. Мы представляем новые стандарты репрезентативности и инклюзивности, которым необходимо соответствовать для выдвижения в категории \"Лучший фильм»» - торжественно объявила Киноакадемия.Теперь картина должна соответствовать минимум двум из четырех стандартов. Мы заботливо перевели для вас (с совсем небольшими сокращениями) новые критерии, опубликованные на официальном сайте Американской киноакадемии; соблаговолите ознакомиться с ними ниже.Видимо, первое, что придет в голову консервативно настроенному человеку, когда он услышит эту новость - «совсем с ума сошли со своей политкорректностью». Ужас-ужас: теперь, чтобы фильм участвовал в оскаровской гонке, его героем обязательно должен быть гей или чернокожий? (Нет сомнений, что именно так будут преподносить эту новость на большинстве российских сайтов).Однако, если вчитаться, станет понятно, что новые правила - скорее бюрократическая игра. Играть в нее кинематографистам придется, сжав зубы, но правила не то чтобы совсем садистские, и обойти их можно. А причина, по которой эту игру затеяли - простая: Киноакадемия стремится обезопасить саму себя от упреков в том, что кого-то обижает. Практически каждый год после оглашения номинаций на «Оскар» раздаются крики: опять номинировали недостаточно афроамериканцев/латиносов/представителей сексуальных меньшинств/женщин-режиссеров! (В США, напомним, поводом для громкого скандала может стать все, что угодно. Например, «Игру престолов» гневно обвиняли в том, что лишь три процента серий в ней поставлены женщинами. А сейчас разворачивается кампания с требованиями бойкотировать фильм «Мулан» - потому что исполнительница главной роли Лю Ифэй одобрила действия полиции Гонконга, разгоняющей протесты на улицах. А еще частично «Мулан» снималась в китайской провинции Синьцзян, где нарушаются права человека - существуют «лагеря перевоспитания» для уйгуров. Казалось бы, причем здесь диснеевская сказка про кавалерист-девицу? Кажется, по логике твиттер-воинов, уж коли снимали в таком недемократическом государстве, как Китай, надо было выбрать другой, не оскверненный, регион).Все это очень серьезно. А Киноакадемии скандалы, бойкоты и пикеты совершенно не нужны. Она хочет выжить среди этой борьбы за человечность.Напомним еще раз: все новые стандарты применимы только к картинам, которые собираются бороться за звание «Лучший фильм года». То есть если фильм не соответствует ни одному из них, он все еще может выдвигаться в категориях «Лучший режиссер», «Лучшая актриса», «Лучшая музыка к фильму» и так далее. Но что делать, если фильм вполне достоин звания лучшего, а в нем по сюжету недостаточно чернокожих персонажей и женщин - например, это фильм Сэма Мендеса «1917», действие которого разворачивается во время Первой мировой войны?Не забудьте, фильм должен соответствовать лишь двум из четырех стандартов. То есть он может соответствовать только двум последним: студия, которая производит картину, должна помогать молодым кинематографистам из «групп, недостаточно представленных в индустрии», и представители тех же групп должны активно участвовать в рекламной кампании фильма. Иными словами, все это станет геморроем не для творческого коллектива, а для руководства студий, которые будут вынуждены пересматривать штатное расписание. Времени у них - вагон: новые стандарты не вступят в силу до 2024 года.СТАНДАРТ А: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ЭКРАНЕ, ТЕМЫ И СЮЖЕТЫЧтобы отвечать Стандарту А, фильм должен соответствовать ОДНОМУ из следующих критериев:А1. Исполнители главных или важных второстепенных ролейПо крайней мере один из ведущих актеров или исполнителей важных для сюжета второстепенных ролей должен принадлежать к недостаточно представленной на экране расовой или этнической группе.* Азиаты* Испаноговорящие американцы/латиноамериканцы* Чернокожие/Афроамериканцы* Аборигены/Коренные американцы (т.е. индейцы)/Коренные жители Аляски* Люди ближневосточного/североафриканского происхождения* Коренные жители Гавайских или других островов Тихого океана* Представители других недостаточно представленных на экранах рас и этносовА2. Актерский ансамбльПо крайней мере 30% актеров в ролях второго плана или эпизодах должны быть представителями как минимум двух перечисленных ниже групп, недостаточно представленных на экране:* Женщины* Расовые или этнические группы (перечисленные выше)* LGBTQ+ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры, прочие люди, которых нельзя отнести к гетеросексуалам и цисгендерам)* Люди с когнитивными или физическими нарушениями, или глухие/слабослышащиеА3. Главная сюжетная линия/темаГлавная сюжетная линия или тема фильма посвящена представителям групп, недостаточно представленных на экране* Женщины* Расовые или этнические группы* LGBTQ+* Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие/слабослышащиеСТАНДАРТ Б: КРЕАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО И СЪЕМОЧНАЯ ГРУППАЧтобы отвечать Стандарту Б, фильм должен соответствовать ОДНОМУ из следующих критериев:Б1: По крайней мере два человека на ключевых творческих позициях - директор по подбору актеров, оператор, композитор, художник по костюмам, режиссер, монтажер, художник по прическам, художник по гриму, продюсер, художник-постановщик, художник по декорациям, звукорежиссер, супервайзор спецэффектов, автор сценария - должны принадлежать к следующим группам, недостаточно представленным в индустрии:* Женщины* Расовые или этнические группы* LGBTQ+* Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие/слабослышащиеСреди тех, кто занимает означенные позиции, по крайней мере один человек должен принадлежать к недостаточно представленной на экране расовой или этнической группе.* Азиаты* Испаноговорящие американцы/латиноамериканцы* Чернокожие/Афроамериканцы* Аборигены/Коренные американцы/Коренные жители Аляски* Люди ближневосточного/североафриканского происхождения* Коренные жители Гавайских или других островов Тихого океана* Представители других недостаточно представленных на экранах рас и этносовБ2. По крайней мере шесть членов съемочной группы (ассистент режиссера, помощник режиссера по сценарию, осветитель и т.д.) должны принадлежать к недостаточно представленной в индустрии расовой или этнической группе.Б3. По крайней мере 30 процентов всей съемочной группы должны принадлежать к группам, недостаточно представленным в индустрии.* Женщины* Расовые или этнические группы* LGBTQ+* Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие/слабослышащиеСТАНДАРТ С: ДОСТУП К РАБОТЕ В ИНДУСТРИИ И ВОЗМОЖНОСТЯМС1. Компания, которая занимается финансированием или дистрибьюцией фильма, оплатила обучение представителям следующих групп:* Женщины* Расовые или этнические группы* LGBTQ+* Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие/слабослышащиеТребуется, чтобы студия/дистрибьютор оплачивала на постоянной основе и в достаточном объеме обучение и профессиональную подготовку представителям недостаточно представленных в индустрии групп населения (в том числе, в обязательном порядке - расовых/этнических) в следующих областях деятельности [дальше идет перечень, от производства спецэффектов до маркетинга].C2. Компания, которая производит или финансирует фильм, или занимается его дистрибьюцией, должна предлагать возможность работать или повышать квалификацию представителям следующих групп:* Женщины* Расовые или этнические группы* LGBTQ+* Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие/слабослышащиеСТАНДАРТ D: ФОРМИРОВАНИЕ АУДИТОРИИD1: Репрезентация в маркетинге, рекламе и дистрибьюцииСтудия или кинокомпания должна иметь в штате многих представителей руководящего звена, занимающихся маркетингом, рекламой и дистрибьюцией фильма, относящихся к следующим группам:* Женщины* Расовые или этнические группы* LGBTQ+* Люди с когнитивными или физическими ограничениями, или глухие/слабослышащиеВ ТЕМУМегин Келли: «Убрали «Унесенных ветром»? Уберите тогда уж сериалы «Друзья» и «Игра престолов»Журналистка, известная в России благодаря интервью с Путиным, резко выступила против цензуры в США (подробности)