Кадр из фильма француженки Эвы Юссон «Дочери солнца»
Они посчитали: за 71 год существования Каннского фестиваля женщины-режиссеры участвовали в основном конкурсе всего 82 раза. По этой причине представительницы скандального и уже давно очень сильного пола в лице аккурат 82 кинематографисток собрались устроить митинг прямо на красной дорожке: доколе? Ведь мужчины участвовали более тысячи раз. Нет, чтобы задуматься о качестве произведений, исторгаемых упомянутыми кинематографистками.
Вот в слабом, на удивление, основном конкурсе нынешнего фествиаля, явно с целью заткнуть брешь, показали небывалую поделку француженки Эвы Юссон «Дочери солнца» (Les filles du soleil) - о женском батальоне, освобождающем от экстремистов родной Курдистан. Тема, конечно, важная, но реализована она так топорно и бездарно, что прикрыть такое кино можно только половой принадлежностью режиссера. Красивая Голшифте Фарахани («Паттерсон»), отчаянно морща брови, изображает доведенную до отчаяния женщину, взявшую в руки автомат и ставшую лидером партизанского отряда. Невыносимая Эмманюэль Берко (участие которой в любом фильме - знак отсутствия качества) - одноглазую (!) журналистку, описывающую подвиги героини Курдистана. Смотреть на все это стыдно, но у такого первобытного кино, к сожалению, могут найтись сторонницы даже в жюри, некоторые члены которого присоединились к 82 рассерженным женщинам. Страшно подумать, что будет, если крупнейшие мировые фестивали не смогут отбиться от оголтелых кинематографисток, считающих, что пропуском в мир большого кино являются их половые органы.
Кадр из фильма "Граница"
К счастью, кроме конкурса, есть и другие программы. Жемчужиной довольно интересной в этом году секции «Особый взгляд» явился фильм «Граница» (Gräns/ Border) эмигрировавшего в Швецию иранца Али Абасси. Он настолько здорово придуман, что хочется как можно дольше сохранять от потенциального зрителя детали сюжета, а на головы любителей спойлерить - призвать молнию, которую притягивают к себе герои этой современной сказки, повествующей о границе между «своими» и «другими», притаившимися под личиной «своих». Граница является и местом работы главной героини - таможенницы, обладающей поистине звериным чутьем на незаконные субстанции, ввозимые на охраняемую ей территорию, а также такие человеческие эмоции, как страх и стыд. Тина отталкивает людей своей странной, полузвериной внешностью, она предпочитает людям животный и лесной мир, но и найдя своих, она не может успокоиться - человеческое в ней столь же сильно, как и зверское. Поставленный по рассказу Юна Айвиде Линдквиста, автора бестселлера «Впусти меня», ставшего основой уже нескольких популярных фильмов, это кино, обладающее редким по нынешним временам качеством - способностью удивлять. И снайперским попаданием в нерв многих важнейших сегодня тем и процессов.