Премия Рунета-2020
Мурманск
+1°
Boom metrics
Общество20 апреля 2018 12:00

«И на Олимпиаду ездил, и Брежнева видел» - подполковник мурманской милиции поделился воспоминаниями о годах службы

17 апреля в России отметили День ветеранов УМВД
Сейчас Николай Александрович работает судебным приставом в Октябрьском суде. Фото: из архива Совета Ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области.

Сейчас Николай Александрович работает судебным приставом в Октябрьском суде. Фото: из архива Совета Ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области.

Советский автоинспектор был непререкаемым авторитетом на дороге – потому-то и аварий случалось меньше, и нарушение ПДД ответственный водитель считал поступком недостойным добропорядочного гражданина. В Советском союзе многие молодые люди стремились продолжать милицейскую династию своей семьи, идти по стопам отцов. 17 апреля в нашей стране отметили День ветеранов УМВД, и это прекрасный повод рассказать историю одного из них.

На Олимпиаду в форме, но не спортивной

Николай Александрович Лыков родился 13 мая 1957-го года в Мурманске. Здесь же окончил школу №41. Затем, в 1974-м году поступил на судоремонтный завод учеником токаря и параллельно на водителя учился в ДОСААФе. Через год получил права и ушел служить в ВМФ, полгода был в Калининграде, потом служил в Германии.

Николай Александрович хотел продолжить дело отца, служившего в ГАИ, и тоже поступить на службу в Госавтоинспекцию.

- Отец умер, когда я учился в 10-м классе, поэтому после моего дембеля мы с матерью перебрались к ней на родину – в Иваново. Там-то мне предложили какое-то время поработать в ночной милиции. Сказали, мол, службу не очень хорошо знаешь, а к нам поступишь – времени на подготовку и привыкание не будет. Поработай сначала там, осмотрись, поднаторей, а потом можешь к нам. Таким образом, я был направлен в саратовскую школу милиции от ивановского облисполкома, - говорит Николай Александрович.

Обучение проходило в течение двух лет и предполагало обязательную практику после каждого года обучения. Вторая практика особенно запомнилась ветерану.

- Нас выпустили в статусе госинспекторов, приближалась Олимпиада 80-го года, нас и отправили в Москву. Там мы патрулировали улицы в течение месяца до Олимпиады, во время нее и месяц после. Мы даже Брежнева несколько раз видели, когда он мимо проезжал на служебной машине. Вообще, из-за Олимпиады была жесткая система пропуска транспорта. На улицы возле олимпийских объектов не пускали битые, грязные, неопрятные машины, - вспоминает он.

Так выглядел один из постов ГАИ в Мурмаснке в 80-х годах прошлого века. Фото: из архива Совета Ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области.

Так выглядел один из постов ГАИ в Мурмаснке в 80-х годах прошлого века. Фото: из архива Совета Ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области.

Память тянет на Родину

После школы милиции Николай Александрович приехал в родной Мурманск и снова попытался устроиться на работу в ГАИ. Но поскольку направлялся на учебу он из Иваново, было нужно их разрешение на службу в другом регионе. Тогда Николай Александрович написал письмо, в котором объяснил, что ему хотелось бы продолжить дело отца, который служил здесь, в Мурманске. И его услышали – перевод был оформлен.

Так осенью 1980-го года курсант Лыков с двумя однокурсниками были зачислены в ряды Госавтоинспекции. Первый день в ГАИ Николай Александрович помнит очень ярко.

- Пришли мы в ГАИ на улицу Заводскую к Дремлюге Николаю Ивановичу, он нас троих построил, стал расспрашивать, вспоминает наш ветеран. - Одного сразу отсеял – молодой человек не согласился с назначением, хотел работать на линии, а Николай Иванович его в отдел дознания определил. А ты, Лыков, говорит, будешь старшим инспектором ДПС.

В этой должности и проработал Николай Александрович три года. В его ведении был участок от Заводской до Фадеева Ручья.

- Потом меня перевели в РЭО (регистрационно-экзаменационный отдел – Ред.), - вспоминает ветеран, - Там хорошо работать было, коллектив хороший был. Это сейчас строго распределено – кто регистрацией автомобилей занимается, кто экзамены принимает, а тогда мы друг друга заменяли. Придет группа большая экзамены сдавать, а на регистрации никого – мы вместо них идем помогать принимать экзамены, ну и наоборот. Выручали друг друга, в общем, чтобы граждане не толпились и очередей не было.

Жизнь, как жезл регулировщика

А через пару лет в управлении, казалось, началась «черная полоса». Сначала какие-то хулиганы подпалили гараж, в котором хранились номерные знаки для регистрации новых автомобилей – половина номеров сгорела. Когда Госавтоинспекция переезжала в здание на Карла Либкнехта, пропали бланки для выдачи прав и техпаспортов. Оказать помощь при переезде просили курсантов школы милиции. Как считает Николай Александрович, кто-то из них, видимо, и не удержался.

Построение личного состава. 1987 год. Фото: из архива Совета Ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области.

Построение личного состава. 1987 год. Фото: из архива Совета Ветеранов Госавтоинспекции Мурманской области.

За этот период постепенно сменился почти весь коллектив РЭО. Николай Александрович стал дежурным по выезду на ДТП. Выезжал на дорожно-транспортные, сам оформлял документы, сам рисовал схемы. Затем были должности дежурного по ГАИ, старшего госавтоинспектора в отделе розыска угнанного автотранспорта.

- А потом вернулся в РЭО, проработал почти до самой пенсии. Полгода до пенсии проработал на руководящей должности в отделе вневедомственной охраны, в июне 2006-го ушел на пенсию в звании подполковника, - делится ветеран.

Сейчас Николай Александрович работает судебным приставом в Октябрьском суде. Свободное время посвящает семье – жене, двоим сыновьям и троим внукам.