Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды21 мая 2017 21:59

Канны-2017: Выжившие после «Хэппи-энда»

Лучшее на фестивале - виртуальная инсталляция Алехандро Г. Иньярриту и новый фильм Михаэля Ханеке
Алехандро Г. Иньярриту

Алехандро Г. Иньярриту

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Режиссер «Бердмена» и «Выжившего» Алехандро Г. Иньярриту со своим постоянным гениальным оператором Эммунуэлем Любецким за шесть с половиной минут «убрал» весь конкурс Каннского фестиваля. Именно столько идет визуальная часть его инсталляции "Плоть и песок", выполненной в технологии виртуальной реальности (зрителю надевают специальный шлем, позволяющий видеть на 360 градусов). Этого вполне достаточно, чтобы получить разрыв сердца (и это не метафора!). Так, наверное, чувствовали себя посетители парижского кафе в конце XIX века на сеансе братьев Люмьер, когда на них с экрана двигался поезд. Здесь ты оказываешься в реальной мексиканской пустыне на границе с США рядом с реальными беженцами (их истории в соседнем павильоне потрясают не меньше), на тебя наставляет автомат реальный американский офицер и над тобой оглушающе кружит вертолёт. Девушка, отвечающая за пиар выставки, рассказывает, что при первом просмотре упала на песок (им покрыт пол ангара, где происходит «показ») и каталась по нему вместе с героями-мексиканцами. Я стоял на одном месте, боясь шелохнуться, уговаривая себя, что это «всего лишь кино». Но, конечно, это уже гораздо больше и важнее кино. При том, что Иньярриту - вероятно, последний режиссёр, в чьём фильме хотелось бы оказаться (есть желающие оказаться внутри «Выжившего»?). Но эксперименты явно будут продолжены - слишком уж большие возможности открывает «виртуальная реальность» перед режиссером. То, что ты начинаешь ощущать по отношению к мигрантам (или Дональду Трампу с его идеей Стены, например) просто невозможно внушить зрителю никакими иными средствами.

Как смотреть после такого занудливый, пустопорожний мамблкор Ноя Баумбаха «Истории семьи Меерович», пусть и с участием Дастина Хоффмана, Бена Стиллера и прочих звезд?

«Истории семьи Меерович», кадр фильма

«Истории семьи Меерович», кадр фильма

Даже один из лучших фильмов конкурса, издевательская «черная комедия» Михаэля Ханеке «Хэппи-энд», не может не померкнуть перед таким изнурительным опытом. В картине, за которую выдающемуся австро-французскому режиссеру явно не грозит третья «Золотая пальма», он добровольно выворачивает себя наизнанку, эффектно перерабатывая уже использованные темы и предлагая если не дайджест, то каталог своих излюбленных сюжетов и приемов.

Тут и подростковое видео (красивая девочка с глазами убийцы хладнокровно фиксирует на телефон и смерть хомячка, и попытку суицида члена семьи), и тема мигрантов (черные люди со страшными судьбами неожиданно попадают на праздник жизни белой буржуазии), и почти пародийно поднятая тема добровольного ухода из жизни (задушивший больную жену подушкой в предыдущем фильме Ханеке, «Любовь», великолепный Жан-Луи Трентиньян здесь с гордостью проделывает то же самое, только за кадром, а потом и сам старается изо всех сил покинуть, наконец, этот лучший из миров). Есть и злобная классическая музыкантка, как в «Пианистке», одержимая грязным сексом. А чета «марокканских рабов», прислуживающих белому семейству, навевает воспоминания о «Скрытом».

«Хэппи-энд», кадр фильма

«Хэппи-энд», кадр фильма

«Скрытого», впрочем, навалом у каждого фигуранта этого «семейного портрета» в интерьере замка в портовом городке Калэ - за благородным фасадом тут привычно скрываются убийства, подкуп, предательство, ложь, алкоголизм, перверсии и прочие страшные тайны, которые частично, не без некоторого циничного удовольствия разоблачает Ханеке.

Этот фильм явно не вызовет такого экстаза у публики и у «критики», как «Любовь». Получив «Оскара» за самую свою простую, понятную и предсказуемую картину, Ханеке как будто бы в ужасе отшатнулся от этого успеха и сделал совершенно противоположное по духу кино - дерзкое, смешное (в его координатах сухости и аскетизма, конечно же), остроумно-парадоксальное, мрачновато-солнечное, и совершенно не предсказуемое.