Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
В мире18 мая 2017 12:51

Почему американцы потянулись в православие

В «ортодоксальных» церквях США, Мексики, Гватемалы растет число прихожан, в чем корреспондент «Комсомолки» убедился лично...
Обложка православного журнала "Весна духовная", выходящего в США. ФОТО spiritualspring.net

Обложка православного журнала "Весна духовная", выходящего в США. ФОТО spiritualspring.net

«БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ» С ЙЕЛЬСКИМ АКЦЕНТОМ

Чернокожий батюшка в православном храме, расположенном в Калифорнии, возносит молитвы на старославянском… Несколько десятков лет назад подобное казалось бы слишком фантастичным даже для Америки – плавильного котла народов и культур. Сегодня же такое здесь увидишь сплошь и рядом. Количество этнических американцев, переходящих в православие, растет с каждым днем.

Мой поход в ресторан с американской четой Юзелл я, человек не особенно религиозный, переношу как небольшое испытание. Перед началом трапезы супруги хором читают по-старославянски «Отче наш». Лоуренс произносит молитву почти без акцента. У его жены Линн повторять незнакомые с детства слова получается похуже, но смысл уловить можно. Супруги Юзелл – новообращенные православные. И, как и всякие неофиты, они относятся к религиозным обрядам особенно трепетно: притронуться к еде до прочтения молитвы для них почти святотатство.

Что привело «образцовых» граждан США в лоно «ортодоксальной» церкви?

Еще 20 лет назад ревностный прихожанин- протестант и убежденный антикоммунист Лоуренс Юзелл практически не интересовался Россией. В Йельском университете он изучал историю Франции. А после окончания альма-матер переквалифицировался в журналисты, писал об американской системе образования. «Прозрение», по его словам, наступило после того, как в протестантских церквях появились женщины-священники. Лоренс решил, что это нововведение разрушало сами основы христианства. Тогда-то он, вспомнив, что проходил в Йеле курс по истории Византии, обратил взгляд к православию.

Через год, изучив русский язык, он уехал в Россию. Где зажил, по его собственному выражению, «жизнью простого москвича». Тогда-то я и познакомился с Лоуренсом, который в то время охотнее откликался на имя Лаврентий.

Необычный москвич не только проштудировал русскую классику, но и полюбил русские песни. Особенно удавался Лаврентию гимн «Боже, царя храни».

Потом он вернулся на родину. Но о своем выборе и времени проживания в России ничуть не жалеет. Лавр-Лоуренс обрел не только новую веру, но и в зрелом возрасте наконец-то нашел свою избранницу. Священник одного из православных храмов Америки познакомил его с новообращенной Линн, выросшей в нерелигиозной семье.

КОНСЕРВАТОРЫ БЕГУТ В ХРАМЫ

- Тенденция перехода коренных американцев из католицизма и протестантизма в православие, несомненно, существует. Так, например, в моем храме уже около сорока процентов прихожан – это коренные американцы, не говорящие по-русски. В связи с этом нам приходится проводить две службы: на русском и английском, - говорит «КП» настоятель вашингтонского собора Иоанна Предтечи Русской православной церкви за рубежом протоирей Виктор Потапов.

По мнению отца Виктора, большинство американских неофитов православия - это «здоровые консерваторы», не приемлющие губительные нововведения в протестантизме и католичестве.

- Этих людей очень раздражает, что в некоторых направлениях протестантизма священниками становятся женщины. Что разрешаются однополые браки, отвергается телесное воскресение. В православии гораздо лучше, чем в других христианских конфессиях сохранился невыхолощенный истинный дух учения Христа, характерный для первого тысячелетия, - утверждает настоятель храма Иоанна Предтечи.

По мнению Виктора Потапова, перспективы Православия в США «вполне радужные»:

- Число прихожан в американских приходах будет расти. В первую очередь, за счет коренных американцев. Нам нужно заранее подготовиться к этому и позаботиться о том, чтобы служба велась не только по-русски, но и по-английски. Вообще, если мы не хотим оказаться в «гетто», то просто обязаны проводить богослужения на двух языках.

А вот отток прихожан из католических и протестантских приходов США, по мнению протоирея, сохранится и в будущем.

Настоятель вашингтонского собора Иона Предтечи Русской православной церкви за рубежом протоирей Виктор Потапов. ФОТО e-vestnik.ru

Настоятель вашингтонского собора Иона Предтечи Русской православной церкви за рубежом протоирей Виктор Потапов. ФОТО e-vestnik.ru

СЭЛИНДЖЕР КАК ПОДСКАЗКА

По оценкам Евгения Грушецкого, настоятеля храма Святого Иoанна Кронштадтского Русской православной церкви за рубежом (Сан-Диего, Калифорния), около трети прихожан выросли в протестантских и католических семьях.

Так же, как и отец Виктор, Евгений Грущецкий считает, что в основном в православие переходят американские консерваторы. Однако, священник из Сан-Диего выделяет и другую категорию новообращенных. Это выходцы из нерелигиозных семей, заинтересовавшиеся столь модными сегодня восточными учениями. Эту группу неофитов, как считает отец Евгений, притягивает такой феномен православия, как старчество и особая техника молитвы, похожая на практику медитаций в буддизме и индуизме.

- Многие из таких прихожан заинтересовались православием, прочтя у Джерома Сэлинджера о практике некоторых русских монахов непрерывного чтения Иисусовой молитвы (в православии молитва, обращенная к Иисусу Христу - «КП»), - рассказывает отец Грушецкий.

Когда я приехал в храм Святого Иоанна Кронштадтского, батюшка принимал гостей. В трапезной церкви пили чай cо свежевыпеченными плюшками бывший протестантский священник Роберт Керзи, принявший православие, выпускник нью-йоркской православной семинарии и уроженец Пуэрто-Рико Исидор Мейд, а также бывший мексиканский монах Хорхе Лопес.

Увлекающегося русской музыкой Роберта Керзи первоначально в восточной ветви христианства привлекла красота богослужения.

- Слушая русскую церковную музыку, я как бы разговаривал с Богом. И в один прекрасный миг меня осенило: именно православие - истинная религия. Не случайно великий Достоевский говорил, что красота спасет мир! - говорит мне бывший протестантский пастор.

Исидор Мейд разочаровался в католицизме, узнав нелицеприятные подробности личной жизни пап.

- Как я могу быть католиком, когда наместники бога на земле оказываются страшными грешниками? В православии нет института папства, священники здесь обычные люди.

Наиболее же удивительная история оказалась у Франциско Лопеса. Почувствовав внутреннюю опустошенность, он покинул монастырь в Мексике и удалился за смыслом жизни в пустыню. Там-то монаха и посетила Богородица, сообщившая ему, что он должен принять православие.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЕКСИКАНЦА В РОССИИ

Выясняется, что православие все популярне не только в США, но и в католической Мексике и в странах центральной Америки.

Однажды в горах северной Мексики я познакомился с крупным чиновником правительства штата Баха Калифорния Сюр Давидом Гонзалесом. Раньше Давид был убежденным католиком. Но в какой то момент пришел к выводу, что в Православии гораздо лучше сохранилась атмосфера первых христианских общин, чем в католицизме.

Мексиканский чиновник взял отпуск и более месяца суровой русской зимой путешествовал по монастырям и церквям России.

- Это была лучшая поездка в моей жизни! Все было очень необычно, так, например, я парился в русской бане, а потом нырял в прорубь! На самое главное, я почувствовал дух православия. Да, это, действительно, моя религия!

В городе Лa-Пас, где живет Давид, православного храма нет, и чиновник специально летает каждый месяц в Мехико–сити.

- Служба в православном храме в Мехико-сити проходит на испанском языке. Большинство прихожан – мексиканские арабы. Но есть и бывшие католики, как и я, перешедшие в православие. Таких новообращенных православных в храме, как минимум несколько десятков.

«СТРАХИ БАНАНОВОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Просто удивительные, радостные для православных события происходят в Гватемале.

Это типичная «банановая республика» (основа экономики – кофе и тропические фрукты), управляемая десятком богатых семей – кланов.

Так вот представительница одного из таких семейств, католическая монахиня Айау Гарсиа (ныне игуменья Инес) перешла в православие.

- Я прочитала беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым и тексты православных литургий. Прочитанное поразило меня до глубины души. Как-то я увидела несколько православных икон, в том числе репродукцию иконы «Святая Троица» Андрея Рублева. Я была очарована и загорелась желанием выяснить, где корни всего этого? С тех пор я начала читать Иисусову молитву, - рассказывает синьора Гарсиа.

В 1986 году новообращенная православная сестра Инес основала в окрестностях гватемальской столицы монастырь Святой живоначальной Троицы. Монахини строили монастырь в старорусском стиле, а росписи стен храма делали приглашенные из России и США русские иконописцы.

- Мы искренне любим Россию и Русскую Православную Церковь. Кресты на наших куполах – византийские. Все остальное русское: и архитектура, и иконы, и росписи. Люди, видя русские маковки, сразу понимают, что перед ними православный храм, - рассказывает игуменья Инес.

Одним монастырем дело не ограничилось. В 2000-м году президент Гватемалы Альвар Арсу, хорошо знакомый с семьей Гарсиа, передал в управление православной игуменье и крупнейший детский приют страны.

- Вряд ли кто-то еще из политиков отважился бы на такое. Они боятся православных. Арсу не боялся, так как у него в роду были православные, - раскрывает страшную тайну синьора Гарсиа.

Игуменья Инес не сомневается, что у православия в Гватемале великое будущее. По ее утверждению, уже около ста тысяч гватемальцев перешли в православие (для 14 миллионной страны это достаточно много).

- Православие внушает страх католической церкви в Гватемале. Протестантские общины, коих сейчас сотни, не волнуют католиков. Католическая иерархия опасается, что Православная Церковь переманит ее паству. Кардинал Гватемалы сам признался в этом послу России, - рассказывает госпожа Гарсиа.

Игуменья Инес Айау Гарсиа. ФОТО pravmir.ru

Игуменья Инес Айау Гарсиа. ФОТО pravmir.ru

КТО ЭТОГО БОИТСЯ?

Увы, интерес к православию в западном полушарии имеет и обратную сторону медали. Как ни странно, именно симпатии к России вызывает более чем нервную реакцию у некоторых американских русскоязычных.

Одно время я стал появляться в русскоязычном литературном клубе Сан Диего, где разные программисты и пенсионеры по непонятным мне соображениям решили, что они писатели и поэты и создали даже сайт, где размещали свои «произведения».

Опубликовав на сайте клуба заметку о переходе англоязычных американцев в православие, неожиданно для себя я вызвал шквал негодования. Оказывается, такой публикацией я участвовал в … кремлевской пропаганде!

Сначала я не мог понять, чем не угодил местным русскоязычным «литераторам», но потом уяснил их логику. «Русский мир» этот слой эмигрантов ненавидит люто, а моя статья, по их мнению, «работает» в его пользу.

Поскольку православное духовенство, с точки зрения значительного числа русскоязычных «беженцев из совка», поддерживает Кремль, то православие – это религия, которую исповедовать «порядочному человеку» на свободной американской земле должно быть стыдно.

Ну а то, что человек может просто искренне возмущаться давней и почти зоологической неприязнью к России, этим людям даже не пришло в голову. Эти «либералы», бравирующие своими «широкими демократическими взглядами», без тени смущения писали в соцсетях, что автором статьи о православии в Америке должно заинтересоваться ФБР, так как я работаю на «кремлевскую пропаганду».

На самом деле эта неприятная история, скорее, должна вызывать оптимизм. Самые разные, в том числе религиозные аспекты российской жизни все чаще воспринимаются людьми на американском континенте с симпатией и интересом. Похоже, именно, этим и объясняется неадекватная реакция наших бывших соотечественников-русофобов на совершенно безобидную заметку.

КСТАТИ

По данным за 2016 год, в США православие исповедует более 5 миллионов человек, то есть 1,6 процента населения. В Канаде православных не менее 680 тысяч — 2 процента населения. В Мексике «ортодоксов» не менее 400 тысяч человек, а в крошечном Белизе — 9 тысяч, почти 3 процента населения.

Вашингтон –Сан-Диего – Ла-Пас – Мехико-сити – Гватемала-сити