Кадр из фильма «Три дня весны» Александра Касаткина
Цифра "пять" не является круглой, но по нашим непростым временам пятый по счету фестиваль - вполне себе юбилей. Честно сказать, мы (вместе с президентом феста Артемом Михалковым и генпродюсером Полиной Зуевой) и не заметили, как добрались до этого первого "полу-юбилея". Кажется, что первый фестиваль мы собирали совсем недавно, а ведь столько уже в омских реках воды утекло.
Сегодня есть ощущение, что «Движение» прочно стало на ноги. Как программный директор, я ощущаю это по тому количеству предложений, которое мы получили при подготовке к этой редакции фестиваля. В пятый год существования Национального фестиваля «Движение» мы получили на несколько порядков больше предложений, чем в прошлом году. Период "малокартинья" России точно не светит: несмотря на нехватку финансирования, игровых, документальных, короткометражных и телевизионных лент снимается все больше и больше. Последние полгода отборочная комиссия "Движения" пытается справиться с этим потоком иногда не очень качественного, но искреннего и старательно сделанного независимого российского кино.
Кадр из сериала Оксаны Карас «Отличница»
Да, количественный рост производства пока не привел к росту качественному. Но в этом году ощущаются положительные сдвиги. В частности, намного выросло качество короткометражного конкурса. Он весь, как на подбор, состоит из любопытных жемчужин - причем ни одна из них не похожа на другую.
Основными паролями феста были и остаются мультиформатность, открытость и мобильность: кино, откликающееся на происходящие здесь и сейчас события, по-прежнему в приоритете. Тем не менее, в основной конкурс «Движение. Вперед» в этом году попали картины, рассказывающие не только о сегодняшнем дне, пытающиеся осмыслить не только реальность, но и более или менее отдаление прошлое нашей страны - от военных дней («Три дня весны» Александра Касаткина) и хрущевской "оттепели" (сериал Оксаны Карас «Отличница») до лихих 1990-х (дебют Ани Крайс «Нашла коса на камень»). Не нужно говорить о том, как эти времена по-прежнему резонируют в сегодняшнем дне.
Одна из главных тем нашего документального конкурса - жизнь, а точнее выживание людей с ограниченными возможностями. Наконец-то об этом заговорили в полную силу, и мы, конечно, не могли пройти мимо этого важного разговора. В этом году в секции преобладают картины, стремящиеся объективно взглянуть на окружающую нас действительность, хотя и драмы «от первого лица» и интимные видеодневники тоже будут представлены.
На протяжении четырех фестивалей мы даем возможность российскому киномейнстриму подзарядиться энергией молодых авторов, а последним – попытаться влиться в индустриальный мейнстрим. Мы вводим в контекст российского кино новые режиссерские, операторские, актерские, продюсерские имена, поддерживаем все новое и «неформатное», привлекая внимание к фильмам, которые без наших усилий не прозвучали бы. Поэтому так важно для нас то, что в программах крупных международных кинофестивалей оказываются фильмы, чьи российские премьеры состоялись у нас: в прошлом году в «Форум» Берлинского фестиваля вошла картина Даниила Зинченко «Эликсир», в этом году на фестивале в Роттердаме показали "Святый Боже" Владлены Санду. Попали в Берлин в этом году и показанные в Омске ленты из Якутии - картина из этого региона, «Костер на ветру», вновь в нашем конкурсе «Движения» в этом году.