Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество14 апреля 2017 12:37

«Красин» разрезал льды недоверия к Советскому Союзу

В 1928 году экипаж ледокола спас участников экспедиции на дирижабле «Италия»
Фото: Военно- исторический центр СЗФО. "Красин" у берегов Шпицбергена

Фото: Военно- исторический центр СЗФО. "Красин" у берегов Шпицбергена

В этом месяце внимание ученых, военных и гражданских моряков, любителей истории вновь приковано к ледоколу «Красин»: исполнилось сто лет с того дня, как на построенном в Великобритании судне, которое тогда называлось «Святогор», подняли флаг Военно-Морского флота России.

У «Красина» - богатая биография. Он участвовал в двух мировых войнах, арктических исследованиях, а, достигнув почтенного возраста, стал музеем.

Однако мировую известность ледокол обрел в 1928 году, когда участвовал в спасении, можно сказать, спас членов экипажа потерпевшего крушение на обратном пути от Северного полюс дирижабля «Италия».

- После этого во многих странах общественное мнение по отношению к Советскому Союзу резко изменилось в лучшую сторону, - сказал корреспонденту «Комсомолки» кандидат исторических наук Павел Филин. – Во Франции даже появилась открытка с надписью «Варвары спасают европейцев»

Советские полярники дружили с зарубежными коллегами

…В середине двадцатых года знаменитый итальянский диржаблестроитель и исследователь Арктики Умберто Нобиле начал подготовку к полету на Северный полюс. В планы экспедиции, в частности, входили исследование Земли Франца-Иосифа, поиск загадочной Земли Джиллеса - ее в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, который, как считается, первым в мире достиг Северного полюса. А также наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма.

Фото: Военно-исторический центр СЗФО. Дирижабль "Италия"

Фото: Военно-исторический центр СЗФО. Дирижабль "Италия"

Экспедицию получила поддержку со стороны главы правительства Италии диктатора Бенито Муссолини и Папы Римского Пия XI, который незадолго до отлета дал аудиенцию ее участникам. К слову, состоявший из шестнадцати человек экипаж был интернациональным.

- Хотя СССР тогда еще не был признан рядом стран, советские ученые, исследователи и полярники активно сотрудничали с зарубежными коллегами, - говорит Павел Филин. – В 1926 году другой дирижабль - «Норвегия», главным конструктором которого тоже был Нобиле, по пути на Северный полюс сделал остановку в Ленинграде. В дни, когда весь мир обсуждал катастрофу «Италии», на невских берегах проходил конгресс Международного общества «Аэроарктика». Жена начальника развернувшейся спасательной операции Рудольфа Самойловича потом с гордостью рассказывала, что тогда на приеме танцевала со знаменитым полярным исследователем Фритьофом Нансеном.

Дирижабль упал на лед

…23 мая «Италия» достигла Северного полюса. Члены экипажа сбросили вниз католический крест и национальный флаг, после чего дирижабль отправился в обратный путь.

Возвращение проходило в условиях сильного встречного ветра и обледенения, что, по мнению экспертов, и послужило причиной катастрофы. Утром 25 мая дирижабль начал быстро снижаться. Воздухоплаватели попытались сбросить балласт, но сделать это не удалось.

Примерно в 10.33 дирижабль ударился о лёд кормовой моторной гондолой.

- От удара кабина, в которой находились девять человек, и задняя мотогондола оторвались от дирижабля и остались на льду, - пишет автор книги «Сто великих авиакатастроф» Игорь Муромов. - Механик Винченцо Помелла стал первой жертвой: его нашли мертвым рядом с вывалившимся на снег двигателем. … «Италия» снова поднялась в воздух и, никем не управляемая, понеслась на восток.

В унесенном дирижабле находились шесть человек. Больше их никто никогда не видел…

Сигнал «SOS» поймали на севере России

Удачей было то, что на лед выпали большой запас продовольствия, оружие, теплая одежда, спальные мешки и вместительная палатка, которую, чтобы ее было лучше видно, выкрасили в красный цвет. Основной радиоприемник вышел из строя при падении, но был запасной, однако его не сразу удалось привести в рабочее состояние, к тому же, он не обладал достаточной мощностью. В течение нескольких дней подаваемые радистом Джузеппе Бьяджи сигналы «SOS» никем не улавливались…

30 мая метеоролог Финн Мальмгрен, штурманы Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано вышли из лагеря, чтобы добраться до находящегося на архипелаге Шпицберген фьорда Конгсфьорд. Они надеялись встретить там кого-то из промысловиков.

… 3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт поймал на самодельный приемник сигнал Бьяджи. И тут же сообщил об этом в Москву, в Общество друзей радио. Известие, что большинство участников экспедиции живы, быстро облетело весь мир.

Никто не знал, чем закончится поход

- Помочь попавшим в беду полярникам хотели правительственные и общественные организации, а также энтузиасты во многих странах, - говорит Павел Филин. – Но спасательные операции в большинстве случаев были плохо организованы. В результате во время поисков погибло больше людей, чем в ходе самой экспедиции.

Среди них и знаменитый полярный исследователь, первооткрыватель Южного полюса Руаль Амундсен. Вместе с Нобиле выдающийся путешественник участвовал в успешном полете к Северному полюсу на уже упоминавшимся дирижабле «Норвегия». Однако затем отношения между ними испортились. Полярники не поделили славу: каждый считал себя главной фигурой в той экспедиции.

…Самолет, на котором летел Амундсен и члены его команды, бесследно пропал 18 июня 1928 года. Вероятно, он упал в море.

А в СССР при Осоавиахиме был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам Иосиф Уншлихт, который в прошлом имел богатый чекистский опыт.

Наша страна отправила на спасение три ледокола и одно научное судно. «Красин» вышел из Ленинграда. Подготовка шла ударными темпами. Для перевозки самолёта на ледоколе был сооружен дощатый помост. Предполагалось, что самолет будет частями выгружаться по специальным мосткам.

- Вопреки часто встречающейся версии, торжественных проводов «Красина» не было, - говорит сотрудник Военно-исторического центра Северо-Западного Федерального округа Михаил Савинов. – Ведь никто не знал, чем может закончиться этот поход во льды.

Нобиле покинул льдину первым …

Но из всех устремившихся на выручку судов лишь «Красин» дошел до цели. 12 июля он забрал всех находящихся на льдине членов экипажа дирижабля «Италия».

- Однако самого руководителя экспедиции там уже не было, - рассказывает Михаил Савинов. – Раньше его эвакуировал шведский летчик Эйнар Лундборг, который приземлился вблизи «красной палатки». – Самолет был рассчитан на одного пассажира. Думали, что Лундборг затем прилетит и за другими полярниками. Но не получилось…

В тот же день, 12 июля, несколькими часами ранее «Красин» забрал и двух ушедших почти полтора месяца назад из «лагеря» людей – Филиппо Цаппи и Адальберто Мариано. Их обнаружил экипаж доставленного на ледоколе самолета во главе с летчиком Борисом Чухновским. А где же третий, Финн Мальмгрен?

- По словам Цаппи, его товарищ обессилел, не мог дальше идти и попросил его оставить, - говорит Михаил Савинов. - Но на «Красине» моряки обнаружили, что, в отличие от Мариано, Цаппи не выглядел измученным и обессиленным и, вроде бы, был сыт. Да и одет был гораздо теплее. Кроме того, бросалось в глаза, Мариано очень боится Цаппи, даже не открывает рта в его присутствии.

Добавим, возможно, поэтому появилась версия, что в пути Цаппи отбирал вещи у своего спутника.

…Уехал в СССР

Фото: Военно-исторический центр СЗФО. В Ленинграде ледокол встречала восторженная толпа

Фото: Военно-исторический центр СЗФО. В Ленинграде ледокол встречала восторженная толпа

В Ленинграде «Красина», который на обратном пути еще и помог получившему пробоину немецкому пассажирскому судну «Монте Сервантес», встречала восторженная толпа. А вот Умберто Нобиле на родине ждал прохладный прием. Государственная комиссия признала его виновным в катастрофе, Нобиле упрекали в том, что он, бросив своих товарищей, первым покинул льдину.

Умберто уехал в СССР, где жил четыре года. Он работал на расположенном в Московской области предприятии «Дирижаблестрой», ныне Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики. Участвовал в создании самого лучшего на тот момент советского дирижабля «СССР-В6».

«Красная палатка»

В 1969 году на экраны вышел советско-итальянский фильм «Красная палатка», который снял режиссер Михаил Калатозов. В ленте снимались известные артисты Шон Коннери и Клаудиа Кардинале, Никита Михалков, Донатас Банионис. В то время были живы четыре участника тех событий, включая руководителя экспедиции. Умберто Нобиле, который посетил премьеру в Риме, фильм не понравился.

Фестиваль ледоколов

29 и 30 апреля в нашем городе пройдет очередной, четвертый по счету фестиваль ледоколов. Многие из его гостей, наверняка, побывают и на «Красине».