Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия18 февраля 2017 10:04

Кто напал на автобус с российскими туристами в Абхазии

«Комсомолка» попыталась выяснить, что стоит за новостями об атаке на россиян в соседней стране
Какими-либо подробностями, именами пострадавших или фотографиями абхазские журналисты не поделились

Какими-либо подробностями, именами пострадавших или фотографиями абхазские журналисты не поделились

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

14 февраля многие федеральные СМИ опубликовали новость: в Абхазии неизвестные закидали булыжниками автобус с российскими туристами, возвращавшимися в Сочи после экскурсии по этой стране. «Один камень внушительных размеров, разбив боковое окно, нанес лёгкие ушибы и порезы туристам, в том числе 5-летнему ребёнку», — говорилось в тексте. Всего в автобусе находилось 52 туриста; подозреваемых в нападении не нашли. Многочисленные публикации об инциденте, однако, ссылались на один первоисточник — местное издание «Апсны LIFE».

Правда, какими-либо подробностями, именами пострадавших или фотографиями разбитых стёкол автобуса абхазские журналисты не поделились, в свою очередь, ссылаясь на некие публикации в соцсетях «очевидцев атаки» (обнаружить эти посты «КП» не удалось).

На следующий день региональный портал «Блокнот-Краснодар» в краткой заметке о происшествии привёл официальный ответ пресс-службы МВД Республики Абхазия: «По данному факту собран материал, но заявлений не поступало. Нет заявлений — нет пострадавших, нет ущерба».

При этом заметка в «Блокноте-Краснодар» была иллюстрирована фотографией с разбитым стеклом автобуса (которое невнимательный читатель мог принять за следы «того самого» инцидента), однако при детальном рассмотрении заметно, что салон этого транспортного средства имеет куда меньшую вместимость и явно не может перевезти 52 человек; скорее всего, краснодарские журналисты просто взяли для иллюстрации первое попавшееся тематически сходное фото.

«КП» нашла в соцсетях возможного свидетеля события — жителя абхазского города Гагры, 30-летнего Расмага К., который, по собственным словам, сопровождал подвергшуюся нападению группу в качестве экскурсовода. Однако, несмотря на наши просьбы, К. отказался делиться какой-либо информацией об инциденте (или хотя бы прислать нам фотографии разбитых стёкол злополучного автобуса), сославшись на «тайну оперативно-следственных мероприятий».

Под исходной заметкой на «Апсны LIFE» мы нашли комментарий некоей Ирины: «Экскурсия была 13 февраля, камнями нас закидали в 19:00, фото есть». Однако опрошенные «КП» медиа-эксперты с соцсетями отнеслись к этим данным скептически.

— Каких-либо подтверждений случившемуся (фото-, видео- или текстовых постов участников той «тургруппы из 52 человек») я не нашёл ни в одной из социальных сетей, — сказал нам специалист по работе с новыми медиа Константин Ратченко. — Зато многие локальные паблики начали оголтело распространять новость без малейшей проверки фактов. Похоже, мы имеем дело с распространённым ныне явлением — так называемым «фактоидом», который кочует по интернету и не может быть однозначно назван ни «абсолютной правдой», ни «стопроцентной ложью».

Впрочем, даже если новость является фейком (или стала похожей на таковой из-за непрофессионализма журналистов), это не значит, что за ней не стоит определённой реальности:

— Аналогичная тактика нападения на туристов часто используется экстремистами на Ближнем Востоке: оскорбления, камнеметания, провоцирование драк, — констатирует эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. — Обычно это происходит, когда в обществе сильны враждебные настроения против тех стран, откуда прибыли эти туристы. Причём подобную атмосферу ненависти кто-то может формировать и сознательно разжигать. Единственный способ противодействия — наказание таких хулиганов местной полицией. Надеемся, оно последует и в нынешнем случае, ведь нельзя забывать, что Абхазия существует как независимое государство во многом благодаря экономической и политической поддержке со стороны России, — полагает Сулейманов.

В любом случае, инцидентом заинтересовались активисты молодёжных организаций, подавшие в Следственный комитет заявление с требованием разобраться в ситуации (есть в распоряжении «КП»).

— Если из-за нападения действительно пострадал российский ребёнок, то подобный случай требует расследования и официальной реакции со стороны РФ, — говорит «Комсомолке» один из авторов обращения — член координационного совета движения «Молодая гвардия» Ирина Володченко.

«КП» призывает откликнуться свидетелей происшествия для оказания помощи российским и абхазским правоохранительным органом в его расследовании.