Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество1 февраля 2017 21:30

За сто лет школьные учебники изменились лишь на треть

Сравниваем пособия советского времени с теми, что есть сейчас
Вот так выглядит современный учебник по математике (2011 год, слева), а вот таким был его «прадедушка» (1932 год, справа)

Вот так выглядит современный учебник по математике (2011 год, слева), а вот таким был его «прадедушка» (1932 год, справа)

- По отношению к школе я консерватор, я за возврат к лучшим традициям советской школы, - рассказала на днях министр образования и науки Ольга Васильева. - Все новое - это хорошо забытое старое. У нас страна, уважающая знание. Чем плоха эта наша традиция? Было два периода в истории XX века, когда мы усиленно учились, - это военные и послевоенные годы.

Самое удивительное, что возвращаться-то особо и нет нужды... Оказывается, мы от советской школы не очень-то далеко ушли.

- С 30-х годов прошлого века учебные программы в школе изменились меньше чем на 30 процентов, - привел недавно цифры ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Как же так? - спросите вы. Ведь сколько всего с тех лет в нашей жизни изменилось! Больше 70 лет прошло с момента окончания Великой Отечественной, когда главной задачей школы была подготовка кадров для восстановления страны. 50 лет - с тех пор, когда первый человек полетел в космос и поголовно все мальчишки мечтали стать космонавтами и ломились в инженерные вузы. Сейчас времена компьютеров, интернета, который дает ответы на задания еще раньше, чем их закончит рассказывать учитель. А вот так!

Я решила сама провести очень простое исследование: скачала старые советские учебники и взяла новые, по которыми учится нынешнее поколение, и сравнила...

МАТЕМАТИКА И АЛГЕБРА

Царицу наук в советской школе начинали изучать с первого класса.

1932 год:

Вот, например, что предлагал ребятам 85 лет назад «Учебник по математике» для 1-го класса, написанный Мирмильштейном, Кругляшевой и Смиренской:

«Сосчитайте, сколько лошадей в обозе?»

«В колхозе «Красная звезда» корове в сутки дают 9 кило клеверного сена, 4 кило соломы и 18 кило свеклы. Сосчитайте, сколько корова получает в колхозе сена и соломы вместе?»

Чем не практико-ориентированные задачки нынешнего времени?

Задания из учебника по математике 1932 года.

Задания из учебника по математике 1932 года.

2011 год:

Сравним с тем, что предлагает «Математика» для 1-го класса современных авторов Моро, Волковой и Степановой:

«У Васи было 10 рублей. После того, как он купил блокнот, у него стало на 3 рубля меньше. Сколько рублей теперь у Васи?»

«В магазине было 10 телевизоров. Сегодня продали два телевизора. Сколько телевизоров осталось в магазине?»

По сути, отличий нет. Только подача разная: советский учебник - для будущих продавцов, а современный, похоже, для менеджеров по продажам.

Учебники по алгебре и геометрии Андрея Киселева вообще оказались долгожителями! Например, его пособие по алгебре для 7-х классов реальных училищ было впервые опубликовано еще в 1893 году! Затем с небольшими редакторскими изменениями оно много раз переиздавалось в советские годы. Последняя прижизненная редакция учебника Киселева вышла в 1938 году. И с тех пор переиздается. Современные семиклассники зачастую учат тождества, дискриминанты и функции по книжке, примерам и формулировкам в которой 80 лет!

Задания из учебника по математике 2011 года.

Задания из учебника по математике 2011 года.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Открываю учебник русского языка Бархударова и Чешко для 9-го класса. К 2011 году он выдержал уже 33 переиздания! И как в 80-х годах, нынешние ученики узнают о значимости русского языка из цитат Белинского. Примеры из Пушкина, Пришвина и Фета словно законсервировались!

Школьники, как и их сверстники 40 лет назад, учатся выделять запятыми сравнения по пушкинскому стихотворению «Что в имени тебе моем». А расставлять одну и две Н в прилагательных тренируются на отрывках из Шолохова.

Между прочим, в Тотальном диктанте, который стал так популярен в последние годы, принципиально используются только тексты современных авторов. Может, поэтому на него и валят толпами и дети, и взрослые?

ХИМИЯ

Раскладываю на столе учебники по органической химии для старших классов. Содержание - один в один! Углеводороды, спирты, белки и полимеры, да и последовательность тем практически не изменилась.

Мало того, в некоторых моментах учебник Верховского и Гольдфарба 1946 года даже опережает современные. Например, в том, советском, учебнике написано, что термин «углеводы» устарел: «Известны вещества, являющиеся по строению и свойствам углеводами. С другой стороны, уксусная кислота, содержащая водород и кислород в той же пропорции, что и углеводы, им не является. Тем не менее название «углеводы» еще не заменено другим».

А вот в современных учебниках, например, в пособии «Органическая химия. 10 - 11-й класс» Цветкова за 2012 год - «устаревший» на 1946 год термин используется вовсю. Видимо, снова стал актуальным.

И такая ситуация - чуть ли не по всем предметам. За сто лет в химии, в физике, в биологии было сделано множество открытий. А в учебниках про это ни слова. Физика, биология... Ситуации похожи. И структура учебника, и темы, и примеры словно законсервированные. Такое впечатление, что за прошедшие годы в этих науках ничего нового и интересного не происходило!

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Екатерина АСОНОВА, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета:

- Мои дети в школе сейчас учат на географии, как обозначаются на карте ветряные и водяные мельницы. Но я не представляю, где бы им сейчас это могло пригодиться! Наверно, полезнее было бы составить вместе с учителем карту местности вокруг школы.

Те учебники, которые сейчас есть, не отвечают потребностям нынешних учеников. У нас дети учат теорию - грамматику, морфологию, основы устройства языка. Но не умеют общаться на родном языке! А это в век компьютеров и смартфонов очень популярно! На уроках русского языка дети не учатся разговаривать, на литературе - не учатся чтению.

Нынешние рабочие программы и учебники нужно серьезно пересматривать. Вопрос не в том, что нужно отредактировать на современный лад старые учебники. А в том, что современные учебники должны быть совсем другими - это не привычная хрестоматия или книга с параграфами и вопросами. Это свод заданий и идей по их выполнению, маршруты и памятки. А выполнять их надо с теми материалами, которые ребенок может найти в жизни. Не учебник или хрестоматию читать, а художественную и научную, научно-популярную литературу, учиться ее выбирать.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не трогайте Перышкина!

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

Классический пример учебника-долгожителя - «Физика» замечательного педагога Александра Перышкина. Первая ее редакция вышла... в 1931 году! Автор дорабатывал учебник многие годы. И сейчас физику во многих классах продолжают учить по Перышкину. Восемьдесят пять лет минуло! Ученики конца прошлого века, помните обложки с электрическими катушками и турбинами? Во-во! Сейчас обложки другие, а суть - та же. В начале 90-х пытались советские учебники вместе с другим «хламом» вымести из жизни. Открылось множество издательств, печатавших современные продвинутые учебники. Увы... Большинство оказались хуже, сложнее, запутаннее тех, что были на партах советских школьников.

Помню, как один известный учитель физики в конце 90-х в разговоре со мной вздыхал: «Как бы вернуться к Перышкину?»

Непревзойденным и поныне оказался учебник астрономии Бориса Воронцова-Вельминова, написанный... в 40-е годы прошлого века. И сейчас, когда астрономия возвращается в школу, она возвращается вместе с учебником Воронцова-Вельминова, дополненным и отредактированным Евгением Страутом, к сожалению, тоже уже ушедшим из жизни.

Издатели школьных книг мне много раз говорили, как трудно создать хороший учебник. Понятный, интересный, современный. В отличие от беллетристики - он живой. Даже если он принят редакцией, прошел все экспертизы и попал в Федеральный перечень, рекомендованный Минобрнауки, это еще не значит, что работа над ним закончена. Он совершенствуется, меняется, развивается.

Хороший пример - новые учебники по истории, написанные по не так давно утвержденному историко-культурному стандарту. Три издательства - «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово» написали, основываясь на одном и том же документе, совершенно разные учебники истории. С этого года они поступили в школы. А авторы и издатели уже говорят, что учебники будут дорабатывать и совершенствовать.