- В стране должна быть база, должно быть единое образовательное пространство, - считает Ольга Васильева.
Фото: Екатерина СИМОХИНА
22 сентября в Волгограде открылся Второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы на Волге. Больше 150 педагогов из разных регионов России и стран ближнего зарубежья приехали в Волгоград, чтобы принять в нем участие. 24 сентября Форум посетила министр образования и науки Ольга Васильева.
Перед встречей с коллегами Ольга Васильева, невзирая на дождливую погоду, побывала на Мамаевом Кургане.
- Я считаю, что в таких местах должны побывать все дети нашей страны. Местах, связанных с Великой Победой и великой трагедией. Чтобы дети понимали, что если не было подвига лежащих там, то не было бы и их самих, - отметила министр.
Во время разговора с учителями Ольга Васильева затронула несколько ключевых моментов, касающихся современного образования в России. Во-первых, зашла речь о «золотом каноне» литературы.
В Волгограде проходит Второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы на Волге.
Фото: Екатерина СИМОХИНА
- Мы постоянно говорим о «золотом каноне». Мне кажется, что за последнее десятилетие мы обидели нашу молодежь. Вот сами мы имели «золотой канон», и сами мы имели возможность дальнейшего выбора, когда взрослели, потому что имея багаж, мы возвращались, перечитывали, снова припадали к тому или иному произведению. А тут вдруг взяли и два поколения отодвинули. Надо возвращать обязательные произведения. Да, это сложно. Но это нужно делать, - отметила министр. - Допустим, сейчас сочинение, благодаря поручению президента, мы возвращаем.
Не обошла Ольга Васильева стороной и волнующий многих вопрос об учебниках.
- У нас очень мало времени, чтобы все наши стандарты были на полном содержании. Потому что у нас сейчас содержания стандартов нет, а есть требования. ГОСТы для старшей школы вообще пусты, потому что там только рекомендации к действию. К какому действию, тоже не понятно. Меня очень сильно интересует ситуация в начальной школе и особенно чтение в начальной школе, внеклассное чтение. Кстати, для меня было большим откровением, что начальная школа имеет 405 учебников. У нас есть хороший механизм историко-культурного стандарта. И я считаю, что в стране должна быть база, должно быть единое образовательное пространство. И база по каждому предмету должна быть у всех, но я, замечу сразу, что я не против углубленного изучения и творчества.
Затронула Ольга Васильева и вопрос воспитания, отметив, что в школу нужно возвращать общественно-полезный труд.
- Я считаю, что нужно возвращать общественно-полезный труд, и он не должен сводиться только к электронным формам. Человек, выходящий из школы, должен быть не только личностью, но и человеком, который умеет что-то делать руками. Виртуальная реальность не заменит приготовления пищи, молотка, утюжка.
Ректор педуниверситета Ольге Васильевой: "В этом году самый большой конкурс - на учителя начальных классов. 15 человек на место претендовали!"
Фото: Екатерина СИМОХИНА
Свои замечания и предложения относительно современной системы образования высказали и учителя. К примеру, заслуженный учитель Юрий Лепехин отметил, что ЕГЭ отвлекает детей от остальных предметов.
- Нужно вернуться к среднему баллу по предметам и учитывать их при поступлении. Это будет важным стимулом подтянуться по всем предметам. И, конечно, нужно увеличить число обязательных предметов. Кроме русского и математики, я бы ввел историю и информатику, на которой сейчас зиждется вся наша оборона.
Ольга Васильева согласилась с тем, что нужно совершенствовать систему ЕГЭ, заверила, что в этом направлении министерство будет работать, и, кстати, положительно оценила предложение Юрия Лепехина, касающееся среднего балла по предметам.
ПОРТФОЛИЛО - ЭТО ИНИЦИАТИВА ВАШИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поддержал Ольгу Васильеву в вопросе о едином образовательном пространстве и базовых учебниках:
- Мы тоже устали покупать каждый год на сотни миллионов рублей учебники, и каждый год их менять. За несколько лет мы уже на миллиард рублей учебников закупили, и оказалось, что все сейчас поменялось, и опять надо покупать.
Также Андрей Бочаров передал просьбу волгоградских учителей сократить число документов, обязательных для заполнения педагогами. На это они вынуждены тратить уйму времени в ущерб учебному процессу.
- Да, мы собирались этот вопрос поднять в ближайшее время, но скажу сейчас, - ответила министр. - На самом деле, нужно оставить всего три документа: программа, электронный журнал (я много разговаривала с учителями, и 75% сказали, что уже привыкли к электронному журналу), и третье – после электронного заполнения страничка ученика выходит автоматически. Всё, товарищи дорогие, больше ничего не нужно.
- И даже нашего замечательного портфолио? - подключились к разговору учителя.
- Портфолио – инициатива организаций. Я не очень понимаю портфолио для ученика 3-4, к примеру, класса, - говорит Васильева. - Что такое портфолио в переводе я понимаю. Но почему это слово вошло в русский язык по отношению к учителю – мне это не очень понятно. И еще один важный момент – оценка по ЕГЭ не является оценкой работы школы.
ПРО ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ
Перед совещанием в первом волгоградском опорном вузе зашел разговор об объединении университетов. Губернатор Андрей Бочаров отметил, что педагогическое образование должно быть сохранено, и педагогический вуз должен остаться самостоятельным.
- Педагогическое образование должно находиться в отдельном сегменте, как педагогические вузы, — подчеркнул Андрей Бочаров. — Если мы объединим педагогические вузы с другими, то они обязательно его поглотят, необходимо делать отдельную программу, которая будет касаться наших педагогических вузов.
Ольга Васильева сказала, что полностью разделяет это мнение.
После совещания с учителями русского языка и литературы министр образования и науки встретилась с ректорами волгоградских вузов, а позже отправилась в музей-панораму «Сталинградская битва», чтобы поприсутствовать на Уроке Победы.