Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Моя московская семья15 сентября 2016 14:00

Российские ученые открыли запахи, благодаря которым школьники лучше учатся

Увлекательное исследование прошло в одной из столичных школ. «Комсомолка» узнала подробности, которые пригодятся ученикам и их родителям
Мятный аромат поможет школьникам в ситуациях, когда нужно что-то сообразить, решить, проанализировать.

Мятный аромат поможет школьникам в ситуациях, когда нужно что-то сообразить, решить, проанализировать.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

УЧЕНЫЙ ПЛЮС УЧИТЕЛЬ

- Давно известно, что те или иные запахи, ароматы, могут по-разному влиять на эмоции, память, настроение человека и даже его когнитивные, то есть мыслительные способности, - рассказывает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории обработки сенсорной информации Института проблем передачи информации им. А.А.Харкевича (ИППИ) РАН Елена Родионова.

Елена Ивановна не только ученый-исследователь, но и педагог с большим опытом, преподаватель биологии в одной из столичных школ. Получив предварительное одобрение родителей и коллег-учителей, она организовала познавательный эксперимент. Чтобы по всем правилам, с соблюдением научной методологии достоверно выяснить: как влияют определенные запахи на память, внимание и другие способности учеников.

НАД ЧЕМ РАБОТАЛИ

В исследовании приняли участие ребята с 3 по 6 классы. Для эксперимента взяли два учебных предмета: русский язык и математику.

- По каждому предмету мы выбрали несколько видов заданий, по которым можно наиболее наглядно проследить успешность работы учеников, - поясняет Елена Ивановна. - По русскому это был словарный диктант: учитель зачитывает слова, которые детям, в принципе, известны, однако их еще не заучивали. Вторая работа - контрольное списывание текста, то есть фактически проверка концентрации внимания.

По математике взяли арифметический диктант, когда детям диктуют примеры, и они записывают только ответы. А также - самостоятельное решение задач. Продолжительность выполнения каждого из заданий - по 15 минут.

РОЗА И ГВОЗДИКА НЕ ПРОШЛИ

Для исследования взяли несколько ароматов: мятное масло, лавандовое, розовое и гвоздичное. Традиционно все эти запахи считаются приятными, однако перед началом эксперимента каждого из его участников, включая учителей, попросили определить: нравятся ли данные ароматы и не вызывают ли негативных эмоций. В итоге розовое и гвоздичное масло... отбраковали.

- Оказалось, что запах гвоздичного масла напомнил школьникам о кабинете стоматолога - ребята решили, что там пахнет так же, поэтому мы исключили этот аромат, - уточняет Елена Родионова. - А розовое масло вызвало воспоминания о неприятной истории у одной из учительниц. Во времена учебы в педагогическом институте их водили в «анатомичку», и мама давала девушке платочек с розовым маслом (чтобы ей не стало плохо от тяжелой обстановки, приближенной к моргу). Словом, и розовое масло удалили из эксперимента.

Остались мятное и лавандовое. Они-то и выдали в исследовании весьма любопытные результаты.

КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

В классах вешали фильтры - полоски бумаги, слегка пропитанные маслом: так, чтобы в помещении стоял легкий, ненавязчивый аромат. Для чистоты эксперимента такие фильтры чередовали с полосками, пропитанными минеральным маслом без запаха - аналог плацебо при клинических испытаниях лекарств (когда части пациентов дают таблетки без действующего вещества для сравнения эффекта).

После выполнения работ - на фоне аромата и без него - подсчитывали и сравнивали количество ошибок.

- Выяснилось, что в присутствии мятного масла в работах достоверно снижается количество ошибок! - радуется Елена Родионова. - Во всех работах, кроме... контрольного списывания. В этом задании, где требуется концентрация внимания, положительного влияния запаха мяты не обнаружилось. Впрочем, и отрицательного эффекта не было. Зато в ситуациях, когда нужно что-то сообразить, решить, проанализировать мятный аромат показал себя на высоте.

Так что - возьмите на заметку. Как для детей-школьников, так и для себя любимых.

ЛАВАНДА - ДЛЯ ПАМЯТИ

- С лавандовым маслом итоги эксперимента оказались весьма неожиданными, - продолжает Елена Ивановна. - В работах по русскому языку, в том числе в словарном диктанте, на фоне этого аромата количество ошибок сократилось. А вот в работах по математике ошибок стало больше.

Запах лаванды успокаивает и расслабляет, что, вероятно, мешает решению задач и примеров по математике.

Так что традиционная рекомендация класть мешочек с лавандой под подушку для хорошего сна подтверждается. Если же нужно взбодриться, чтобы порешать какие-либо задачи - как школьникам, так и взрослым, то, как мы помним, поможет легкий аромат мяты (см. выше).

НА ЗАМЕТКУ

Как еще на нас влияют запахи

В Интернете можно найти немало информации об эффектах разных ароматов, однако сведения об этом нередко противоречивые и не подтвержденные экспериментами, проведенными с соблюдением правильной методологии. Так что всерьез доверять таким данным вряд ли можно.

В то же время есть несколько наиболее достоверных фактов, рассказала нам Елена Родионова. Например:

- В одном из экспериментов в офисном здании по системе общей вентиляции распространили запах лимона. И через камеры видеонаблюдения отследили: как это сказывается на ошибках сотрудников при открывании дверей: перепутывании ключей, попадании в замок и т.п. Оказалось, что без запаха лимона число ошибок заметно больше, а приятный аромат помогает избегать просчетов.

- В целом замечено и не раз подтверждено, что запах апельсина, грейпфрута и других цитрусовых положительно влияют на настроение, снижают уровень стресса, тревожность и за счет этого помогают людям сосредоточиваться на конкретных задачах (простейший пример - как раз открывание замков, см. выше).

В ТЕМУ

А еще поможет музыка!

Считается, что классическая музыка тоже может помочь в обучении. В ряде экспериментов было показано, что такие мелодии способны стимулировать мозговую активность и кратковременно улучшать когнитивные (мыслительные) способности.

Особенно благотворно действует прослушивание музыки Моцарта, отмечают эксперты. Это явление даже получило название «Эффект Моцарта». Сторонники такой теории поясняют, что музыка композитора улучшает пространственное восприятие и стимулирует мотивационную область головного мозга.

Также впечатляющий эффект обнаружился у музыки барокко. Типичные произведения в этом стиле: «Музыка на воде» Генделя, «Бранденбургские концерты и Кантаты» Баха, «Четыре Сезона» Вивальди. Секрет «волшебного» воздействия такой музыки на наш организм, включая мозг - в ее ритме, подчеркивают специалисты. Дело в том, что ритм музыки барокко, как правило, включает 60 - 64 удара в минуту. Это близко к идеальному пульсу человека в покое. Настраиваясь на музыкальную волну, организм как бы синхронизируется, сердце начинает работать спокойнее, проходит стресс. И в конечном счете все это помогает улучшению процесса обучения. Поэтому музыку барокко даже используют для образовательных программ, отмечают эксперты.

Вот так можно соединить полезное с приятным. Попробуйте!