В Мурманске собрали, пожалуй, больше всего вещей с "Курска".
Фото: Елена МОЛОДЦОВА
«Батя! Разреши поздравить тебя в этот прекрасный и замечательный день с Днем твоего рождения! Желаю тебе крепкого здоровья, успехов в работе и дожить до глубокой старости»…
Кусок бумаги с этими строками недописанного письма нашел 12 лет назад на затонувшей подводной лодке «Курск» ее подменный экипаж. Имя автора его неизвестно. Командир Виктор Уткин передал находку в музей Мурманского морского пароходства. Именно здесь на сегодняшний день собрана, наверное, самая большая в Заполярье выставка, посвященная печальным событиям 2000 года.
- Переговорное устройство, памятный знак «Участнику выгрузки» АПЛ «Курск», табличка с номером каюты командира Геннадия Лячина и удостоверение члена экипажа Юрия Саблина, - перечисляет большую часть экспонатов пресс-секретарь Мурманского морского пароходства (ММП) Ирина Юсупова.
Поздравление с Днем рождения так и не нашло своего адресата.
Фото: Елена МОЛОДЦОВА
А между тем, это неоконченное письмо - не единственная находка с «Курска». Одной из первых стала форменная тужурка капитана 1-го ранга Геннадия Лячина. А в комплектах офицерской формы из третьего отсека обнаружились удостоверения личности, индивидуальные жетоны, ключи от квартиры и записные книжки. Большую часть этих вещей вернули родственникам погибших подводников. К слову, предсмертных записок было совсем мало - от мичмана Борисова и офицера и командира турбинной группы дивизионного движения седьмого отсека «Курса» Дмитрия Колесникова. Ее он написал свой жене... "Здесь темно писать, но на ощупь попробую... Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо"...
Предсмертная записка Дмитрия Колесникова - ее удалось сохранить спустя 15 лет трагедии. Фото: twitter.com/dimsmirnov175
Подменный экипаж как раз и был создан для поднятия и охраны затонувшего подводного крейсера. Морякам пришлось не только жить вдали от своих семей. Уже после выполнения своей миссии, которая потребовала не только много физических, но и моральных сил, подводникам пришлось проходить реабилитацию. Тогда-то моряки и посетили музей ММП. Кстати, сотрудники пароходства принимали непосредственное участие в тех печальных событиях, доставляя журналистов на теплоходе «Клавдия Еланская» к месту поднятия подлодки, а потом перегружая топливо из реакторов «Курска» на плавучую техбазу «Имандра».
Впервые такая операция проводилась на твердом основании в эллинге, а не наплаву. Чтобы завести «Имандру» в док, специалистам пришлось убрать у техбазы мачту и вентиляционную трубу. А потом после завершения работ установить все обратно. Но для начала топливо с «Курска» доставили в Мурманск и перегрузили на техбазу «Лотта», где оно дожидалось первого эшелона, чтобы отправиться на переработку.