Красноярец пополняет свою коллекцию из раритетных автобусов, собирая их по всей стране
Фото: Мария ЛЕНЦ
В Красноярске Александра Кнапнугеля знают в первую очередь как образцового перевозчика. Маршрутки чистые и исправные, к водителям и кондукторам претензий нет. От горожан только положительные отзывы, на хорошем счету у начальства… был. Полтора года назад свое отлаженное предприятие Александр Эдуардович променял на, как многие бы выразились, автохлам. Передав бизнес сыновьям, он вплотную занялся своим хобби – коллекционированием автомобилей, грузовиков и автобусов. Не моделей, не игрушечных копий, а самых настоящих, в натуральную величину. Причем раритетных.
Как с конвейера
- Вот самый старенький автобус в моей коллекции – ЗИЛ-158B Ликинского автобусного завода, 59-го года выпуска, - с гордостью рассказывает Александр Кнапнугель. – Алюминиевый, клепаный. Долгое время, с конца 50-х по 70-е, в Красноярске ходили только эти автобусы. Однажды привезли этот ЗИЛ на выставку, смотрим: бабушка села на подножке и плачет. «Что такое?» - спрашиваю. А она в ответ: «Я на таком автобусе всю жизнь отработала кондуктором». Думаю, старшее поколение может еще много историй об этих машинах и с ними связанных рассказать.
ЗИЛ-158B
Фото: Мария ЛЕНЦ
За интересным «экспонатом» Александр Кнапнугель может сорваться в любой уголок не только Красноярского края – всей страны. Выкупает у владельца, заказывает фуру и привозит за тысячи километров в родной Красноярск. А после вместе с механиками «колдует»: автохлам обдирают до голого металла, вычищают до блеска, покрывают химией против ржавчины, красят и собирают заново. Запчасти ищут заводские, часто в расход идут три машины, из которых собирается одна.
«Колхида» (КАЗ-4540)
Фото: Мария ЛЕНЦ
- Так мы собрали эту «Колхиду» (КАЗ-4540), между прочим, теперь она единственная в крае, - показывает Александр Эдуардович. – Их всего-то на Кутаисском автозаводе было выпущено 1117 штук. Над этой работали два человека, каждый день, не филонили – и все равно управились небыстро, за полгода.
Но результат того стоит: грузовик новенький, как с конвейера, и главное – на ходу. Для Александра Эдуардовича это принцип: машина должна заводиться и ездить. За 1,5 года ему удалось вдохнуть новую жизнь в 10 машин. Еще 30 ждут своей очереди.
Были бы средства
Конечно, найти деньги на столь дорогое хобби непросто. Но, если получается скопить нужную сумму или помогают спонсоры, коллекционер не скупится. Взять, к примеру, ПАЗ-654. Экспонат любопытный – деревянный каркас, обшит стальными листами. Создавался для нужд Советской армии. Но военным не пришелся по вкусу, Павловский автозавод выпустил шесть опытных образцов, и на этом производство прекратилось.
ПАЗ-654
Фото: Мария ЛЕНЦ
- Я нашел этот ПАЗик в Челябинске, купил за 50 000 рублей, а доставка обошлась в 100 000, - говорит Александр Кнапнугель и, видя мое удивленное лицо, добавляет: - Не буду говорить, во сколько обойдется его ремонт, а то сочтете меня сумасшедшим. Ну, тысяч 400 000 мы уже потратили…
Зачем?
…возникает невольно вопрос.
- Сначала был просто азарт, - объясняет Александр Эдуардович. – Когда восстановил первую машину, ГАЗ-67, так понравилось, что захотелось больше. Тогда же подумал: «Волгами», «Москвичами» и «Жигулями» занимаются все. А чем грузовики и автобусы хуже? Ведь, посмотрите, на всю большую страну только один музей с такими экспонатами – Мосгостранс. Согласитесь, маловато, вот мне и захотелось восполнить пробел.
ГАЗ-67
Фото: Мария ЛЕНЦ
Но самая большая мечта коллекционера – открыть большой музей ретротранспорта. Концепция уже готова, да вот только бойкотируют чиновники идею. Хотя все в ней есть – и патриотическое воспитание, и образование молодежи.
- Это должна быть не просто выставка, а музейно-технический комплекс, со своим автодромом и автомастерскими, - рассуждает Александр Кнапнугель. – Сюда смогут приходить семьи с детьми, что-то мастерить, учиться рулить, студенты будут практиковаться. Просто хочется, чтобы следующие поколения могли не только увидеть в компьютере автобусы, на которых ездили их деды и прадеды, но и потрогать их, завезти, прокатиться.
С3А (эс-три-а) — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска
Фото: Мария ЛЕНЦ
А еще коллекционеру удалось раздобыть вот такой кассовый аппарат с автобуса 70-х годов. Кидаешь монетку в специальное отверстие и отрываешь билет.
Кассовый аппарат с автобуса 70-х годов
Фото: Мария ЛЕНЦ
- «Сколько хочешь?» часто спрашивают меня дети на экскурсии, - рассказывает Александр Эдуардович. – Да, тогда все было просто, люди честнее были.
Больше фотографий коллеции смотрите в нашем разделе фотогалереи