Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество22 мая 2015 15:40

Честное имя герою «Молодой гвардии» вернула «Комсомолка»

Почему Виктора Третьякевича записали в предатели [видео]
В сериале Виктора Третьякевича сыграл актер Никита Тезин (с пистолетом). Ведет мотоцикл Юрий Борисов, сыгравший Сергея Тюленина. Фото: кадр из сериала.

В сериале Виктора Третьякевича сыграл актер Никита Тезин (с пистолетом). Ведет мотоцикл Юрий Борисов, сыгравший Сергея Тюленина. Фото: кадр из сериала.

На Первом канале показывали сериал «Молодая гвардия». По словам его авторов, это не новая экранизация знаменитого романа Александра Фадеева, а подлинная история комсомольцев-подпольщиков, боровшихся с фашистами в оккупированном Краснодоне. Подлинность заключалась прежде всего в том, что языком кино нам рассказали о настоящем комиссаре молодогвардейцев Викторе Третьякевиче. Его имя до сих пор мало кому известно - ведь и в знаменитом романе Александра Фадеева, и в снятом в 1948 году на его основе фильме Сергея Герасимова «Молодую гвардию» возглавлял Олег Кошевой.

А про Третьякевича смутно помнят, что был среди молодогвардейцев предатель с такой фамилией - даром что его посмертно оправдали еще в 1960 году. Сериал Первого канала - это дань памяти оклеветанному и едва не забытому герою, отдавшему жизнь за Родину, как и другие молодогвардейцы.

Но впервые клеймо предателя с имени Виктора Третьякевича смыла все же «Комсомольская правда» еще в 1959 - 1960 годах. В год 90-летия нашей газеты мы вспоминаем эту историю.

Вымысел был неизбежен

Прекрасный роман, который все мы помним со школьной скамьи, изобиловал неточностями. Они были неизбежны: молодогвардейцев казнили в 1943-м, а книга вышла уже в 1946-м. Было важно как можно скорее рассказать истерзанной, но выстоявшей стране о вчерашних школьниках-героях, принявших мученическую смерть. Александр Фадеев торопился сам, его торопил ЦК. К услугам писателя были протоколы допросов полицаев, а также взятых живыми немцев. И, конечно, не все из них говорили правду. К тому же некоторые документы были все же засекречены.

Какой-то фактуры не хватало, и Фадеев ее додумывал. В письме родным молодогвардейцев он объяснял: «Хотя герои моего романа носят действительные имена и фамилии, я писал не действительную историю «Молодой гвардии», а художественное произведение, в котором много вымышленного и даже есть вымышленные лица. Роман имеет на это право».

Комсомолец-предатель никак не ложился в канву героического романа. В первой редакции романа «Молодая гвардия» его просто нет. Во втором издании появился некий Стахович - собирательный образ предателя, в котором угадывался, конечно, Виктор Третьякевич.

А теперь представьте, что в Краснодоне по-прежнему жили родные Третьякевича, также заживо похороненного в шурфе. Но остальные молодогвардейцы стали героями, а его официально признали предателем. Мать Виктора была вынуждена ходить на могилу сына тайком.

К предательству склонил отчим

На излете хрущевской оттепели орденоносный участник Великой Отечественной войны журналист Ким Костенко работал собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Ворошиловградской и Донецкой областях. Тема «Молодой гвардии» волновала его давно. По обрывочным сведениям, рассказам жителей Краснодона он уже понимал, что с Третьякевичем не так все просто. Наконец, он обратился в КГБ и попросил ознакомить его с делом комсомольцев-подпольщиков. То, что совсем недавно было немыслимо, при Хрущеве стало возможно. Хоть и не сразу: чекисты потребовали сначала разрешение прокуратуры СССР, потом прокуратуры Украины. Но авторитет газеты позволил добыть эти разрешения без особого труда.

А таким был Виктор Третьякевич в жизни... Фото: molodguard.ru

А таким был Виктор Третьякевич в жизни... Фото: molodguard.ru

Сначала Костенко позволялось лишь слушать то, что офицер КГБ выборочно зачитывал из секретных папок. Но здравый смысл в итоге восторжествовал: особист время от времени выходил из кабинета, оставляя журналиста наедине с документами.

Костенко нашел, что искал: комиссаром «Молодой гвардии», сплотившим вокруг себя комсомольцев, был не Олег Кошевой, а Виктор Третьякевич. 25 июня 1959 года в «Комсомольской правде» вышла первая статья Костенко на эту тему: «Так боролись и умирали молодогвардейцы» с подзаголовком «Новые данные о Краснодонской подпольной комсомольской организации».

В первых же строчках журналист пишет о Василии Подтынном. Бывший лейтенант Красной Армии, он добровольно пошел работать к фашистам и весьма преуспел, став заместителем начальника краснодонской полиции. «Подтынный руководил поимкой членов подпольной комсомольской организации. Он самолично допрашивал многих молодогвардейцев, истязал их, чинил над ними казнь», - писал Костенко.

Избежать возмездия ему не удалось: после войны он был схвачен и приговорен к смертной казни буквально накануне публикации в «Комсомолке».

Далее журналист пишет о Третьякевиче: «Один из тут же пойманных работников городской полиции следователь Кулешов заявил на следствии, что молодогвардейцев выдал Третьякевич, не выдержав побоев. Это была ложь, по-видимому, рассчитанная на то, что подлинному предателю удастся скрыться. В действительности же, как показало следствие, полиция узнала имена членов «Молодой гвардии» совсем из другого источника».

Но кто же на самом деле выдал комсомольцев? В этой же статье Ким Костенко публикует полный текст поистине сенсационной своей находки:

Любу Шевцову, работавшую на фашистов и добывшую немало ценной информации, в сериале 2015-го сыграла Катерина Шпица.  Фото: кадр из сериала.

Любу Шевцову, работавшую на фашистов и добывшую немало ценной информации, в сериале 2015-го сыграла Катерина Шпица. Фото: кадр из сериала.

«Заявление. Начальнику шахты № 1-бис. Я нашел следы подпольной молодежной организации и стал ее членом. Когда я узнал ее руководителей, я вам пишу заявление. Прошу прийти ко мне на квартиру, и я расскажу вам все подробности. Мой адрес: ул. Чкалова, № 12, ход 1-й, квартира Громова Василия Григорьевича. Почепцов Геннадий». Начальник шахты передал донос в полицию. Начались массовые аресты.

Почепцов учился с подпольщиками в одной школе. Воспитывался отчимом. Парня без проблем приняли в «Молодую гвардию». Серьезных поручений не давали, но он посещал тайные собрания комсомольцев и был в курсе всех их планов. По данным Костенко, к предательству юношу склонил отчим Громов: мол, троих ваших уже взяли, скоро и за тобой придут.

Режиссер вырезал сцену из фильма

Среди документов были и протоколы допросов тех, кто пытал молодогвардейцев. В своей статье Костенко опубликовал их фрагменты: «Мы жестоко избивали комсомольцев плетьми и обрывками телеграфного кабеля. Наряду с этим, чтобы заставить говорить молодогвардейцев, мы подвешивали их за шею к скобе оконной рамы, инсценируя казнь через повешение. Так были допрошены Мошков, Лукашов, Попов, Жуков и восемь девушек...»

А через месяц с небольшим, 28 июля 1959-го, в «Комсомолке» вышла еще одна статья Кима Костенко: «Он не стал на колени», целиком посвященная Виктору Третьякевичу: «О славных делах этой организации сейчас знают все. Но мало кто знает, что первым комиссаром, одним из главных руководителей ее был Виктор Третьякевич. Уже значительно позднее, когда в организацию влились новые группы молодежи, когда в городе появились уже обстрелянные, имевшие боевой опыт краснодонцы, состав штаба изменился. Командиром организации стал Иван Туркенич, комиссаром - Олег Кошевой. А Виктору Третьякевичу поручили руководить боевой оперативной группой».

Статья произвела эффект, что называется, разорвавшейся бомбы. На журналиста посыпались жалобы, оскорбился даже... исполнитель роли Олега Кошевого в картине Герасимова - актер Владимир Иванов. Костенко таскали по инстанциям, но вменить ему было нечего: все его слова подтверждались документами.

Однажды домой к Костенко пришел режиссер Сергей Герасимов: «Что мне теперь делать с фильмом?!» В картине предатель Стахович выдает молодогвардейцев на допросе. Позже режиссер вырезал эту сцену из картины.

Последняя статья журналиста о Третьякевиче вышла на первой полосе «Комсомольской правды» 14 декабря 1960-го. Она называлась «Первый комиссар «Молодой гвардии». Статья была опубликована на следующий день после посмертного награждения Виктора Третьякевича орденом Отечественной войны I степени.

Собкор «КП» Ким Костенко обнародовал настоящую историю комсомольцев-подпольщиков. Фото: ki.ill.in.ua

Собкор «КП» Ким Костенко обнародовал настоящую историю комсомольцев-подпольщиков. Фото: ki.ill.in.ua

В тексте описаны последние минуты жизни героя: «Когда Третьякевича подвели к месту казни - заброшенному шурфу шахты № 5, он нашел в себе силы, чтобы броситься на стоявшего рядом начальника немецкой жандармерии, пытаясь столкнуть его в шурф. Перепуганные эсэсовцы не успели даже выстрелить в него, живым столкнули его в 80-метровый колодец...»

Третьякевичу было 18 лет.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Поклон от матери

На основе своего расследования Ким Костенко выпустил документальную повесть «Это было в Краснодоне», пережившую несколько изданий. Ему пришлось столкнуться со шквалом критики: многим хотелось, чтобы «все было как у Фадеева». Но до самой смерти Ким Костенко вспоминал, как после статей в «Комсомольской правде» он навестил мать Виктора Третьякевича. Провожая его, она склонилась в поклоне да так и застыла, пока он шел по длинной сельской улице.

Ким Костенко еще долго работал в «КП», затем в газете «Советская культура». В 1990 году он погиб в автокатастрофе в Праге, будучи собкором журнала «Новое время».