Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика23 марта 2015 22:00

О чем грустят деловые мужчины

Путешествие по исчезающей стране. Часть 2 [видео, фото]
Степные украинские орлы ради корма готовы прислониться к любому. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Степные украинские орлы ради корма готовы прислониться к любому. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Продолжение. Начало читайте в номере за 23 марта.

В первой публикации было рассказано, как автор не без труда просочился на Украину под видом турагента, и какое впечатление произвела на него сегодняшняя Одесса.

Про российских плейбоев забыли

- А это ведь с подачи моего старшего сына Ростислава и других ребят из «Квартета И» Одесса стала такой привлекательной для россиян, помните фильм «О чем говорят мужчины»? - меланхолично говорит вице-президент Всемирного клуба одесситов и издатель популярного местного журнала «Фонтан» Валерий Хаит, известный, кстати, сторонник майдана, хотя и умеренный. Российского президента он холодно называет «этот господин», а настоящей Украиной считает Киев, где «культура, русский язык и миллион граждан против вора». Ну вы же знаете этих старых одесситов, которые гордятся своей страной, своим великим городом и продолжают, хотя и не совсем уместно, говорить что-то умное, тонкое и ироничное:

- Национализм, о котором вы упоминаете и которого боитесь, виден и слышен, потому что он пассионарен. Но притом, например, партия «Свобода» не прошла в Раду. Для меня Россия ни в коем случае не является врагом, и все акции, которые направлены на сохранение связей, культурных, туристических, деловых, мне очень близки. Мы по-прежнему вместе, вот что главное.

Радостно, что в старой Одессе это понимают. И кто бы спорил? Но жизнь ведь устроена по-другому: она много изощренней и приземленней самых благих призывов в стилистике кота Леопольда. А что же в итоге?

Прошлым летом из российских плейбоев-нуворишей в Одессу не приехал вообще никто. Испугались черного фона после событий 2 мая. И даже из категории «средний класс-плюс» отдыхающих не было. Целый туристический сегмент выпал. Нет, одесские туроператоры, конечно, очень патриотично попытались заменить его своими отдыхающими, так ведь это совсем не то: украинские отдыхающие бедноваты - им бы потянуть дешевое съемное жилье на окраинах да турбазы времен нашего пионерского детства.

Президент Одесской туристической ассоциации Иван Липтуга приводит цифры:

- Еще недавно в Одессе было примерно 60 хороших отелей, но на пике спроса понастроили, и их стало почти 300. Теперь больше половины даже летом стоят пустые. Сейчас, например, загрузка 10 - 12 процентов. Конечно, пока не сезон, но что будет дальше, никто предсказать не может. И какие бы мы новые маршруты ни придумывали, фестивали и праздники разные, чем бы ни завлекали, все зависит от того, как будет военная ситуация развиваться. Если возьмут Мариуполь, ну вы понимаете, - тут мои собеседники обычно делают многозначительную паузу, - то ни о каком туризме в Одессе в этом году речи быть не может...

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Да отрежьте уж ему ногу полностью!

На Привозе, где обычно не протолкнуться от любопытствующих граждан и одесситов, желающих взять подешевше и посвежевше, торговок теперь больше, чем покупателей. Прицениваюсь к крупному белому луку, уже начинающему прорастать, - другого нету:

- Почем килограмм?

- А ви шо, читать не умеете? 40 гривен (в переводе на российские деньги это получается за килограмм больше 100 рублей. - С. П.).

- А чего так дорого?

- Ишь ты, дорого. А шо, за последнее время где-то подешевело?

Что-то не пойму я: овощи и зелень вполне сопоставимы по цене с Москвой. И это в солнечном и благодатном Черноморье! Рыбные ряды. Хамса - 40 гривен (та же сотня рублей), тюлька - 60 (больше 150)! Кило сушеной тараньки вообще за 200 гривен (то есть на наши деньги получается 500 рублей). Да вы шо тут, сказились? Совсем с глузду зьихали? Вот же море - под боком! Куда вы утопили свои шаланды, полные кефали?

Рыбные ряды на Привозе: можно только облизываться... Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Рыбные ряды на Привозе: можно только облизываться... Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Вокруг совсем заскучавшей без покупателей тетки собрались такие же товарки. Тетка громко рассказывает о муже, которому опять ампутировали часть ноги:

- Каждый раз отрезают по кусочку. Всё выше и выше. Это разве лечение - и пользы никакой, и нога всё короче. И ведь мы каждый раз платим этим дохторам!

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Ну чем не экономика незалежной: совсем обездвижела, уже и не хромает даже, все время кому-то платят, а ее всё режут и режут...

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Птичку жалко

У Потемкинской лестницы и памятнику Дюку тусуются хлопцы призывного возраста со степными орлами на веревках. Просто подержать или погладить - за так, сфотографироваться на свою же камеру - 60 гривен за кадр (что-то около 150 рублей).

- Ну что, идут дела?

- Да какие сейчас дела, - с деланной печалью вздыхает орнитолог-любитель с крупной такой птичкой по кличке Даша. - Вот сами посчитайте: ей в день надо четыре с половиной кило мяса, а оно сейчас 70 гривен. Туристов нет, никто фотографироваться не хочет, а мне только ей на прокорм выходит в месяц почти 10 тысяч.

- Значит, пора ей на свободу и кормиться самой!

- Да нельзя ей на свободу! У степных орлов ведь какая биология: если, например, вылупится из яиц три птенца, так двое обязательно вытолкнут одного из гнезда - чтоб самим еды побольше доставалось. У Даши, когда мне ее принесли, лапа была сломана и крыло перебито. Так что без помощи и готового корма никак.

В общем, жалеючи Дашу, беру ее на руки. А тут еще один хлопец подваливает - с орлиным самцом по кличке Петро, пристраивает его мне на вторую руку, и ну давай они меня щелкать. В итоге наснимались на 600 гривен, а это полторы тыщи, если на рубли. Одесса же, развели меня как последнего приезжего лоха. Да мне и не жалко, может, хоть три дня орлы сытыми будут. Если, конечно, хлопчики не стырят денежки, сами не прогуляют и не протранжирят, есть у меня такое смутное подозрение.

Зато Даша благодарно трется клювом о мою бейсболку с надписью «МЧС России», что, согласитесь, не только символично и где-то даже концептуально.

Уж не знаю, почему, но степная орлица напомнила мне всю страну Украину: и хочется на полную, не ограниченную ничем свободу, да перебитые ее же собратьями крылья и сломанные ноги не пускают. Вот и приходится кормиться из чужих рук, в благодарность позируя в грозном виде на радость заказчику, ласково щелкая большим, но вполне бесполезным клювом и распушая потертые перья....

В следующем материале пойдет речь о том, как автору стало понятно многое о новой истории незалежной и смысле лозунга «Единая Украина - единый народ».

Продолжение читайте в номере за 25 марта с. г.